В Москве прошел первый живой симфонический концерт с Мацуевым

Ангел музыки здесь сидел

Первый очный концерт симфонической музыки после начала пандемии коронавируса состоялся в столице. Концертный зал Чайковского принял первых посетителей, а Денис Мацуев и Молодежный национальный симфонический оркестр - первых 776 слушателей вместо полутора тысячи. Как фанаты серьезной музыки восприняли новые концертные обстоятельства, оценила наш обозреватель.

Ангел музыки здесь сидел

Постпандемические реалии начинаются ещё на улице, когда за несколько шагов до главного входа, разделённого металлическими стойками с лентами, строгие охранники просят: «Наденьте, пожалуйста, маски». А чуть дальше, у самых дверей, молоденькая девушка предлагает зрителям маски и перчатки. Что характерно - бесплатно, но многие, как я вижу, и так пришли со своими. 

Входим через металлические ворота, в круглом фойе на контроле по электронному коду  получаем билеты, купленные он-лайн. И и вот мы уже на лестнице по направлению к первому партерному  фойе. За несколько минут до концерта, пока ещё не открыли двери зала, осматриваемся - привычной скученности нет. Наоборот, как-то непривычно свободно. Спрашиваю молодого человека, пришедшего  с подругой:

- Для вас, как для зрителей, это хорошо или плохо, что так мало народу?

- Раньше бы это для меня был показатель непопулярности мероприятия. А теперь даже нравится, без толкучки. Мы ждали этого концерта - Денис Мацуев все-таки  играет и хочется понять - как будет звучать оркестр при таких  драконовских  требованиях - расстояние между музыкантами, и особенно мне не нравится, что духовиков сажают за стекло. 

В программе первого симфонического концерта - Чайковский (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»), Рахманинов (Концерт № 3 для фортепиано с оркестром). Играет Денис Мацуев и Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижёр Валентин Урюпин). И, пока ещё ничего не началось, идём в буфет. Оказывается, работает, но... во-первых, в очереди непременно должна  соблюдаться дистанция, и, во-вторых, ассортимент весьма ограничен. Никаких пирожных-мороженых. Бутерброды также не лежат бесстыдно на тарелке, как лежали прежде - все только  в герметичной  упаковке. И кофе-чай не в чашках, и шампанское не в фужерах, а только в одноразовой посуде. Только у  буфетной стойки и понимаешь, что сейчас хорошо будут зарабатывать производители одноразовой посуды и упаковки. Как во время эпидемии по бизнесу поднялись производители санитайзеров и туалетной бумаги. Но, в конце концов, думаю я , не за материальной пищей идут в филармонию, а за духовной. А вот за ней - пожалуйте в зала. 

Капельдинеры в масках и в перчатках указывают публике на ее места. И мой новый знакомый, кстати, представившийся Володей ( тот, что с подругой) понаблюдав, как рассаживаются зрители, ехидно замечает: «Похоже, теперь все наконец то будут сидеть на местах, согласно купленным билетам».

- Бывает по другому? Мест ведь всем хватает.

- Мы ходим только на классику, остальное нам не интересно - попса или рок. Так вот, часто можно наблюдать, как люди с дешевыми билетами, скажем рублей по 300, хотят занять места, которые стоят тысячи по три-пять, а то и десять. У меня самого было так не раз: бывало опоздаешь, прибегаешь в партер, а на твоих местах уже сидят балконники. Ну и начинается - некоторые прямо со скандалом освобождают незаконно захваченное место и ещё «воспитывают» тебя, говорят «надо приходить вовремя».

- А сейчас вы где сидите?

- В амфитеатре. В зале Чайковского практически отовсюду хорошо видно и слышно. Акустика здесь дай Бог каждому залу.

В зале неожиданный сюрприз - на местах таблички с надписью «Здесь сидит ангел музыки». И это не шутка, а, как объяснит ведущий вечера Ярослав Тимофеев, креативный подход к первому живому концерту - каменные ангелы украшают могилу Чайковского в Петербурге. А в его увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта», тревожной, полной драматизма, любовь побеждает смерть. В нынешних условиях читай: «музыка побеждает пандемию». Поэтому незримому ангелу забронированы места - на выбор и в надежде, что он своими крылами охранит от ковидного зла музыку,  музыкантов и зрителей. 

Денис Мацуев великолепен за роялем - у него наконец есть публика, и буквально с первых аккордов, как он потом признается, почувствует ту самую химию, которая возникает между сценой и залом, когда публика внимает, реагирует... Прекрасно звучит Молодежный симфонический оркестр. Потому что в полном составе, и, что важно, между музыкантами хотя и увеличено расстояние, но нет защитных экранов. Иначе, уверены меломаны, пластиковая защита однозначно негативно сказалась бы на звучании и испортило впечатление от концерта. Тем более самого первого.

Овации в финале, свидетельствую, такие, как будто зал был битком. Так истосковался народ по музыкальным концертам. Правда и само исполнение солиста и оркестра немало способствовало всеобщему воодушевлению. Во всяком случае, Мацуева два раза вызывали на бисы - исполнил Шуберта и Грига. 

Первый концерт Дениса Мацуева после пандемии: кадры экспрессивной игры

Смотрите видео по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28333 от 10 августа 2020

Заголовок в газете: Ангел музыки здесь сидел