Постпандемические реалии начинаются ещё на улице, когда за несколько шагов до главного входа, разделённого металлическими стойками с лентами, строгие охранники просят: «Наденьте, пожалуйста, маски». А чуть дальше, у самых дверей, молоденькая девушка предлагает зрителям маски и перчатки. Что характерно - бесплатно, но многие, как я вижу, и так пришли со своими.
Входим через металлические ворота, в круглом фойе на контроле по электронному коду получаем билеты, купленные он-лайн. И и вот мы уже на лестнице по направлению к первому партерному фойе. За несколько минут до концерта, пока ещё не открыли двери зала, осматриваемся - привычной скученности нет. Наоборот, как-то непривычно свободно. Спрашиваю молодого человека, пришедшего с подругой:
- Для вас, как для зрителей, это хорошо или плохо, что так мало народу?
- Раньше бы это для меня был показатель непопулярности мероприятия. А теперь даже нравится, без толкучки. Мы ждали этого концерта - Денис Мацуев все-таки играет и хочется понять - как будет звучать оркестр при таких драконовских требованиях - расстояние между музыкантами, и особенно мне не нравится, что духовиков сажают за стекло.
В программе первого симфонического концерта - Чайковский (увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»), Рахманинов (Концерт № 3 для фортепиано с оркестром). Играет Денис Мацуев и Российский национальный молодежный симфонический оркестр (дирижёр Валентин Урюпин). И, пока ещё ничего не началось, идём в буфет. Оказывается, работает, но... во-первых, в очереди непременно должна соблюдаться дистанция, и, во-вторых, ассортимент весьма ограничен. Никаких пирожных-мороженых. Бутерброды также не лежат бесстыдно на тарелке, как лежали прежде - все только в герметичной упаковке. И кофе-чай не в чашках, и шампанское не в фужерах, а только в одноразовой посуде. Только у буфетной стойки и понимаешь, что сейчас хорошо будут зарабатывать производители одноразовой посуды и упаковки. Как во время эпидемии по бизнесу поднялись производители санитайзеров и туалетной бумаги. Но, в конце концов, думаю я , не за материальной пищей идут в филармонию, а за духовной. А вот за ней - пожалуйте в зала.
Капельдинеры в масках и в перчатках указывают публике на ее места. И мой новый знакомый, кстати, представившийся Володей ( тот, что с подругой) понаблюдав, как рассаживаются зрители, ехидно замечает: «Похоже, теперь все наконец то будут сидеть на местах, согласно купленным билетам».
- Бывает по другому? Мест ведь всем хватает.
- Мы ходим только на классику, остальное нам не интересно - попса или рок. Так вот, часто можно наблюдать, как люди с дешевыми билетами, скажем рублей по 300, хотят занять места, которые стоят тысячи по три-пять, а то и десять. У меня самого было так не раз: бывало опоздаешь, прибегаешь в партер, а на твоих местах уже сидят балконники. Ну и начинается - некоторые прямо со скандалом освобождают незаконно захваченное место и ещё «воспитывают» тебя, говорят «надо приходить вовремя».
- А сейчас вы где сидите?
- В амфитеатре. В зале Чайковского практически отовсюду хорошо видно и слышно. Акустика здесь дай Бог каждому залу.
В зале неожиданный сюрприз - на местах таблички с надписью «Здесь сидит ангел музыки». И это не шутка, а, как объяснит ведущий вечера Ярослав Тимофеев, креативный подход к первому живому концерту - каменные ангелы украшают могилу Чайковского в Петербурге. А в его увертюре-фантазии «Ромео и Джульетта», тревожной, полной драматизма, любовь побеждает смерть. В нынешних условиях читай: «музыка побеждает пандемию». Поэтому незримому ангелу забронированы места - на выбор и в надежде, что он своими крылами охранит от ковидного зла музыку, музыкантов и зрителей.
Денис Мацуев великолепен за роялем - у него наконец есть публика, и буквально с первых аккордов, как он потом признается, почувствует ту самую химию, которая возникает между сценой и залом, когда публика внимает, реагирует... Прекрасно звучит Молодежный симфонический оркестр. Потому что в полном составе, и, что важно, между музыкантами хотя и увеличено расстояние, но нет защитных экранов. Иначе, уверены меломаны, пластиковая защита однозначно негативно сказалась бы на звучании и испортило впечатление от концерта. Тем более самого первого.
Овации в финале, свидетельствую, такие, как будто зал был битком. Так истосковался народ по музыкальным концертам. Правда и само исполнение солиста и оркестра немало способствовало всеобщему воодушевлению. Во всяком случае, Мацуева два раза вызывали на бисы - исполнил Шуберта и Грига.