Музыкальный театр Станиславского открывает сезон под знаком Чайковского

От традиционного сбора труппы было решено отказаться

Двумя Гала-концертами 4 и 10 сентября Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко решил открыть свой уже 102-й сезон. Первый - «Чайковский. Страсти по опере» - будет посвящен 180-летию великого композитора, которое отмечалось во время пандемии 7 мая. Грандиозный же балетный Гала символизирует возвращение на сцену балетных артистов и их долгожданную встречу со зрителями. Театр готовил эти Гала ещё к концу предыдущего сезона, завершившегося неожиданно из-за пандемии, охватившей весь мир.

От традиционного сбора труппы было решено отказаться

Театр начал работу после отпуска ещё 29 июля, но от проведения традиционного сбора труппы по причине той же пандемии отказался. Тут «Стасик» решил пойти по пути Большого. А вот открывает свои двери для московской публики он даже на два дня раньше: Большой открыл свой сезон ещё 29 июля Гала-концертом в Херсонесе, но оперу «Дон Карлос», дающую старт московскому сезону Большого, покажут только 6 сентября.  

Долгосрочные планы на весь сезон театр в нынешних условиях представить не решился, так что пока известны планы только на два ближайшие месяца.  

Из важных новостей – контракт с его гендиректором Антоном Гетманом продлен, об этом сообщила «МК» пресс-секретарь Музыкального театра Ирина Горбунова. Так что творческая команда театра (худрук балета Лоран Илер, худрук оперной труппы и главный режиссер театра Александр Титель и главный дирижер Феликс Коробов) и дальше будет плодотворно работать.

Понятно, что введены новые правила посещения театра: маски, социальная дистанция в фойе и при входе и выходе, измерение температуры (посетители с температурой выше 37°C и (или) с симптомами респираторных заболеваний в театр не допускаются) и т.д.

- Мы учли при продаже билетов, что люди могут приходить в театр семьями или вдвоем. Поэтому если посмотреть на новом сайте, который сейчас в театре запустили к открытию сезона, то там видно, что есть билеты по одному, по два и по три человека. То есть рассадка шахматная, но с учетом этих особенностей – говорит пресс-секретарь театра Ирина Горбунова.

- Сейчас в балетных труппах Мариинского и Большого театров, в труппе Бориса Эйфмана выявлены зараженные, как с этим обстоят дела в вашей труппе?

- Во-первых, без наличия теста на коронавирус в театр просто не пускают, и все обязаны его сдать. Тесты сдаются в поликлинике, к которой театр прикреплён. И это не просто мазок - сдают кровь, причем анализ двух видов. У охраны лежит список. В театре, как и во всех учреждениях, везде расставлены санитайзеры, маски. Зараженных на данный момент у нас не выявлено. В период карантина кто-то, конечно, болел: у кого-то это было бессимптомно, у кого-то – с наличием симптомов. Но сейчас, когда театр открылся, пока все работают. Естественно, в классах занимается определенное количество человек. В маленьких залах около десяти. Но классы мы сделали даже в атриуме (там может заниматься и большее количество – 20 человек, потому что и пространство значительно больше). В любом случае, руководство балета отмечает, что между балетными артистами должен быть интервал не менее 2-х метров. От этого и строится наполняемость класса. Артисты занимаются в три смены. То есть сделано все то, что делают в аналогичной ситуации наши коллеги в других театрах.

Премьеры театр пока не объявляет, но можно предположить, что ближайшая из них, это, без сомнения, балет Гойо Монтеро, заказанный испанскому хореографу и руководителю Балета Нюрберга специально для труппы «Стасика». Его мировая премьера была отменена ещё в конце марта, за 9 дней до события, в связи с закрытием всех публичных мероприятий в Москве. Точная дата пока неизвестна, но по слухам спектакль состоится, скорее всего, в октябре, и это будет первая балетная премьера театра в новом сезоне. Театр к ней уже готов.

Этот одноактный балет покажут в трехчастной программе вкупе ещё с одной ожидаемой и принципиально важной премьерой театра – знаменитым балетом «Вариации» на музыку Жоржа Бизе, созданным основателем балетной труппы театра Станиславского и его первым худруком, великим хореографом, и как называет его Илер - «символом Театра Станиславского» Владимиром Бурмейстером для Парижской Оперы в 1962 году. Только спустя два года «Вариации» были перенесены балетмейстером на родную сцену. Сейчас в афише МАМТ из шедевров Бурмейстера сохраняются лишь «Лебединое озеро», «Снегурочка» и балет «Эсмеральда». Теперь впервые с 60-х годов вернутся и легендарные «Вариации». Ранее в планах этот балет намечали показать вместе с премьерой балета одного из самых востребованных на сегодня хореографов Акрма Хана Kaash, но, когда теперь состоится эта премьера, пока не понятно.

Сезон в «Стасике», как и в других музыкальных театрах, открывается под знаком Чайковского. Концерт «Чайковский. Страсти по опере» – «это не просто «мероприятие к дате». Мы сознательно попытались насытить программу фрагментами, сценами, ариями и ансамблями из тех произведений, которых нет в репертуаре московских театров» - определил концепцию этого вечера главный дирижер театра Феликс Коробов.

В концерте прозвучат арии, сцены, оркестровые и хоровые фрагменты из всех опер композитора, а исполнение отдельных номеров из «Иоланты» станет подготовкой к одной из премьер нового сезона – художественный руководитель Воронежского Камерного театра и Платоновского фестиваля Михаил Бычков готовит свою версию последней оперы Чайковского.

«COVID-19 перевернул нашу жизнь и отношение к работе. К реалиям сегодняшнего дня необходима адаптация. «Мир не будет прежним…» — я разделяю это мнение. Именно поэтому балетная труппа театра им. Станиславского и Немировича-Данченко будет еще более вовлеченно и отважно служить искусству Танца» - заявил худрук балетной труппы театра, этуаль Парижской Оперы Лоран Илер, который уже неделю как сумел-таки добраться до Москвы из Парижа и взять наконец бразды правления балетной труппой в свои руки.

Гала в двух отделениях составлен им как из балетной классики, так и из номеров современных хореографов. Его откроет фрагмент балета «Лауренсия» Вахтанга Чабукиани. Из классики будут также показаны па-де-де из балетов «Эсмеральда» (причем в хореографии Мариуса Петипа, а не Владимира Бурмейстера, чей спектакль здесь в репертуаре), «Золушка» (и тоже в хореографии Рудольфа Нуреева, а не Олега Виноградова, которая здесь шла раньше), «Спящая красавица», и Grand pas из балета «Пахита». Причем партнеры для Натальи Сомовой в «Спящей красавице» и Марии Бек в «Эсмеральде» приглашаются из Санкт-Петербурга: с первой станцует премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, а со второй – премьер «Мариинки» Ксандер Париш. Классику XX века – красивейший дуэт «Таис» в хореографии Ролана Пети из его балета «Моя Павлова» исполнят прима и премьер «Стасика» Оксана Кардаш и Иван Михалёв, а известный у нас в исполнении Натальи Осиповой и Ивана Васильева номер «Кантата» главного итальянского балетмейстера рубежа XX-XXI веков Мауро Бигонцетти покажет другая блистательная пара театра: Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев.

Лоран Илер продолжает взращивать новые хореографические таланты, поэтому вместе с сочинениями выдающихся балетмейстеров в программу концерта будет включен фрагмент из балета «Ромео и Джульетта», создаваемого солистом труппы и хореографом Максимом Севагиным. Кроме этого, польский хореограф Роберт Бондара перенесет для Гала свой номер Take me with you на музыку группы Radiohead на двух одаренных и перспективных солистов труппы – Евгения Жукова и Елену Соломянко. Таким образом, объединив разные школы, стили, западную и русскую классику, концерт, согласно задумке организаторов, подтверждает тот простой факт, что искусство объединяет мир.

В афише на сентябрь-октябрь ставка делается на большие классические балеты и оперы из тех, которые хорошо продаются. Прежде всего часть запланированных спектаклей 101-го сезона перенесена на осень 2020 года. В частности, такие популярные балеты как нуреевский «Дон Кихот» и «Каменный цветок» Григоровича планируют показать в октябре (как сообщает сайт театра: 2 и 3 октября – первый, и 10, 11 октября – второй).

А сразу после двух концертов, оперного и балетного, которые открывают сезон, дважды будет показан балет «Лебединое озеро» в знаменитой постановке Бурмейстера (13 и 14 сентября). Это визитная карточка «Стасика», и театр также приурочивает показ этих двух спектаклей юбилею Петра Ильича Чайковского. Ещё один балетный хит МАМТ - «Баядерка» в редакция Натальи Макаровой будет показан 19 и 20 сентября. Оперы – это «Любовный напиток» Доницетти, «Мадам Баттерфляй» Пуччини и два последних показа спектакля «Похождение повесы» Стравинского, поставленного совместно с фестивалем в Экс-ан-Провансе и Национальной оперой Нидерландов, премьера которого состоялась в сентябре прошлого года. Все это будет показано также в сентябре.