Эдинбургский фестиваль открыл театральный онлайн-зоопарк

Голая женщина и хроника протестов Black Lives Matter

Уже 73 года подряд в столице Шотландии Эдинбурге проходит «Фринж» (Fringe), один из самых масштабных театральных фестивалей Европы. COVID-19 помешал снова собрать артистов со всего мира живьем. Но они не согласились отсиживаться до наступления спокойных времен и запустили «Теле-зоопарк» (Zoo TV) с бесплатными стриминговыми показами, виртуальными шоу и семинарами.

Голая женщина и хроника протестов Black Lives Matter
Спектакль «Сердце тьмы». Фотограф – Ed Waring.

Программа обновляется ежедневно, а каждый спектакль будет доступен в течение недели. «МК» собрал топ-5 виртуальных выступлений.

Конечно, никакие онлайн-показы не заменят живого выступления. Тем более, что в августе вся шотландская столица традиционно превращается в сценическую площадку. Но пока основная масса зрителей сидит у компьютерных мониторов, «Фринж» трансформируется в диджитал зоопарк с изобилием танцев и художественных перформансов.

«Сердце тьмы». Создатели цифрового театра из Imitating the dog инсценировали и переосмыслили знаменитый роман Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Хотя зрители, возможно, лучше знакомы с экранизацией Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня». Этот полуторачасовой спектакль – скорее, вдохновленный набросок с массой аудио-визуальных эффектов.

Пять актеров по очереди управляют камерами и, соответственно, действием, параллельно обсуждая проблемы постановки спектакля в наши дни. Режиссеры Эндрю Квик и Пит Брукс минимизировали декорации до четырех экранов и двух письменных столов, за которыми разворачивается история жестокой жадности. Но мнимая простота формы включает немало сложных изменений. Например, главный герой повести, моряк Марлоу, становится темнокожей женщиной, а Европа – «черным континентов, пожираемым социопатическим капитализмом».

«Рокки! Возвращение проигравшего». «Все любят неудачников. За исключением тех случаев, когда их вот-вот свергнут», – гласит слоган на афише. 96-минутная политическая пьеса от датской компании Fix&Foxy еще в 2018 году получила специальный приз фестиваля Reumert за лучшую режиссуру. И в этом году отправилась покорять Эдинбургский фестиваль. «Рокки» сразу же выбивает публику из колеи запутанным текстом и гротескными визуальными эффектами. Например, почти все действие на крюке мясника вниз головой висит голый мужчина, с которого капает красная краска.

Спектакль «Рокки! Возвращение проигравшего». Фотограф Henrik Ohsten.

Главный герой (актер Мортен Буриан) читает «Майн Кампф» Гитлера (книга запрещена в России - 2МК"), становится правым политиком, формирует независимую милицию и, продвигая антииммиграционную платформу, в конце концов, захватает власть в Дании. Правда, все это тянется жутко долго. Зато ближе к концу происходит нечто действительно шокирующее. На сцену выходит реальный член крайне правой Датской народной партии Чейн Нильсен. Она защищает себя от обвинений в расизме и ксенофобии и еще раз заявляет свою точку зрения, что иммигранты разрушают Данию. Некоторые зрители незамедлительно вскакивают с мест и со скандалом покидают театр. Другие продолжают молча обдумывать произошедшее.

Спектакль «Ла Мерда». Фотограф – Valeria Tomousuolo.

«Ла Мерда». Сильвия Галлерано сидит на высоком табурете, скромно скрестив ноги, и обращается к аудитории с микрофоном в руках. Ее поведение настолько естественно, что окружающие быстро забывают, что Галлерано абсолютно голая. Но за 50 минут она обнажит еще и свою душу. Написанная и поставленная Кристианом Церезоли сольная пьеса так же прямолинейна, как и ее название. «La Merda» по-итальянски означает дерьмо, а в контексте спектакля – суровую жизнь, тем более для женщин. Особенно для этой женщины.

Она думает, что слишком маленькая и что у нее слишком большие бедра. Мечтает о славе и рассказывает о сексуальном насилии, легко комментируя собственную исповедь плоскими замечаниями: «В конце концов, мне всего 13 лет». И всецело завораживает аудиторию обнаженным магнетизмом так, что уже через 20 минут слышны всхлипывающие голоса зрителей.

Спектакль «Лупстейшн». Фотограф – Mirjam Devriendt.

«Лупстейшн». Еще один спектакль 2018 года, придуманный бельгийской компанией Ontroerend Goed. По задумке история должна была прославлять красоту повседневной рутины, но события последних четырех месяцев неожиданно для самих создателей придали ей необходимого драматизма.

Название «Loopstation» напрямую связано с музыкальным устройством, которое позволяет музыкантам накладывать предыдущие треки. Когда девять исполнителей крутятся за столом, они повторяют варианты одних и тех же действий: пара завтракает, аварийный диспетчер принимает вызовы, человек рекламирует новый бизнес. Точно как музыкальные элементы, женщина разыгрывает нарочито несмешную комедию о потере ключей от дома или очистке чайника от накипи. Так дни переходят в недели, месяцы, и поначалу веселая история довлеет удушающей безысходностью, с которой многие познакомились в пандемию.

«Ты беспомощен?» Пожалуй, самое короткое действие из представленных в программе. Запись театра Matsena Performance длится всего 9 минут, но срабатывает как укол адреналина в сердце. Сквозь дымку слезоточивого газа и шум вспышек сначала трудно вообще понять, что происходит. Но туман рассеивается, и зритель оказывается в разгаре протестов Black Lives Matter и пандемии коронавируса.

Камера сосредотачивается на одном темнокожем мужчине. Он напуган. Не только насилием и смертью вокруг него, но и ощущением, что остальной мир ушел, оставив его потерянным и одиноким. «В этом черно-белом мире ты не чувствуешь даже запах роз. Только кровь», – говорит герой. А потом сквозь слезы кричит сам себе один и тот же вопрос: «Ты беспомощен? Беспомощен?». Но отвечает за него сухой голос во время титров: «Я приму ваше молчание за согласие».

Из досье «МК»: Чтобы понять, что такое «Фринж», достаточно представить, как весь город с утра до вечера живет театром. А ведь появился он случайным образом. В 1947 году на тот момент неизвестный, а сегодня легендарный австрийский оперный импресарио Рудольф Бинг приехал в Британию, чтобы дать уставшей от войны публике настоящего театрального зрелища. И соседний Эдинбург идеально подошел в качестве места – город не пострадал от немецких бомбежек, имел достаточное количество театральных площадок и гостиниц для актеров и зрителей.

Как только участников программы отобрали, в город внезапно нагрянули восемь непрошеных театральных коллективов, которые прослышали о новом фестивале и захотели показать себя. Их не прогнали, но оставили вне программы. Таким образом, на задворках большого фестиваля родился малый – «Фринж», что в переводе с английского и означает окраину. Однако с этих задворков еще студентами начинали карьеру, например, Хью Лори, Стивен Фрай и Эмма Томпсон".