Первый режиссер Ирины Печерниковой: трагедия началась еще полвека назад

Звезду "Доживем до понедельника" незаслуженно обошли Госпремией

Дебютом актрисы Ирины Печерниковой, ушедшей из жизни на днях, в кино стала главная роль в фильме-опере «Каменный гость». О том, как появилась на съемочной площадке девушка, которую позднее признали одной из первых красавиц нашего кино, а на западе называли «советской Одри Хепберн с глазами олененка», рассказал первооткрыватель кинематографического таланта Печерниковой, режиссер-постановщик «Каменного гостя» Владимир Гориккер.

Звезду "Доживем до понедельника" незаслуженно обошли Госпремией
Кадр из фильма "Каменный гость" (Мосфильм, 1966)

Этого 94-летнего режиссера по праву можно патриархом отечественного кинематографа. И непревзойденным мастером в таком оригинальном жанре, как фильм-опера. Владимир Михайлович Гориккер много лет назад сумел совместить, казалось бы, несовместимое: в его музыкальных фильмах вдруг «запели» знаменитые советские драматические артисты Иннокентий Смоктуновский, Петр Глебов, Владимир Басов, Людмила Касаткина, Александр Белявский, Вера Васильева... Конечно, звезд театра и кино в этом случае дублировали признанные мастера классического пения – солисты оперы, однако, как признается сам режиссер, уговорить того же Глебова или Касаткину «разевать рот перед камерой», имитируя пение арий, было очень не легко.

В 1966 году именно на съемочной площадке нового музыкального фильма Гориккера «Каменный гость», снимавшегося по одноименной опере Даргомыжского, в одной из главных ролей появилась до той поры никому не известная выпускница школы-студии МХАТ Ира Печерникова.

- Как и где вы ее отыскали? Может быть, кто-то посоветовал?

- «Каменный гость» был уже четвертым моим полноформатным музыкальным фильмом. К тому времени я выработал собственную методику отбора молодых актеров. Приступая к новой картине, старался приурочить запуск ее ко времени проведения итоговых экзаменов в театральных учебных заведениях. Подобный «тактический ход» давал возможность посещать выпускные студенческие спектакли и брать на заметку приглянувшихся свежеиспеченных актеров и актрис.

Так было и в 1966-м, перед началом съемок «Каменного гостя», когда шел отбор артистов на роли в этом фильме. Побывав на спектакле, подготовленном выпускниками школы-студии МХАТ, я обратил внимание на одну из участниц — Печерникову. Маленькая, хрупкая — внешне совсем еще девочка. И обаяние безумное! Все это меня впечатлило, решил взять Иру на главную женскую роль в «Каменном госте» — донны Анны.

Такой мой выбор вызвал целую бурю эмоций, насмешек. Ведь по устоявшейся традиции в оперных театрах играть эту героиню поручали чаще всего достаточно крупногабаритным и весьма уже возрастным певицам. А тут — совсем молоденькая девочка-«дюймовочка»!

Моей матери даже звонила ее подруга, тоже имеющая отношение к артистической среде, и просила «повлиять»: «Володя сошел с ума! Зачем он это делает?» Однако мама в итоге одобрила мои революционные взгляды на образ донны Анны.

Многие мэтры на «Мосфильме» тоже недоумевали: «Что творит этот Гориккер?!» Студийное руководство на меня пыталось надавить, но я уперся: «Только Печерникова!»

В итоге отстоял кандидатуру Ирины на главную женскую роль и потом ни разу не пожалел о такой своей настойчивости. Недавняя выпускница школы-студии МХАТ блестяще справилась с работой. Ее несомненный талант драматической актрисы позволил мне, как режиссеру, очень ярко представить этот персонаж на экране. А ведь Печерниковой выпала весьма непростая задача. Она дебютировала в кино, да еще сразу в главной роли. Причем в совершенно не обычной для «классического» артиста: приходилось играть поющую героиню, передавать ее чувства, эмоции в эпизодах, нарочито затянутых, чтобы хватило времени на исполнение всех вокальных партий. При этом вместо самой Ирины донну Анну озвучивала известная оперная певица Тамара Милашкина.

Партнерами Печерниковой по съемкам стали известные артисты. На роль Лепорелло я пригласил Евгения Лебедева (пел за него знаменитый советский бас Александр Ведерников). А вот главную мужскую роль — дона Гуана, я решил доверить не драматическому, а оперному артисту — замечательному солисту Большого театра Владимиру Атлантову. Я увидел и услышал его на конкурсе имени Чайковского и сразу взял на заметку: не только голос прекрасный, но и сам его обладатель — эффектный, с явными способностями драматического актера. Владимир Андреевич, оказавшись на съемочной площадке, вполне оправдал надежды.

К слову сказать, по моим наблюдениям, у них с Печерниковой во время работы в «Каменном госте» возникли взаимные симпатии. Которые, впрочем, к каким-то серьезным последствиям не привели. Атлантов к тому времени был уже женат, у него подрастала маленькая дочка...

- А вас самого красавица Ирина не зацепила за сердце?

- Я всегда старался сохранять определенную дистанцию с артистками, приглашенными для работы над фильмом. И Печерникова не стала исключением, - у нас с ней никогда никакого внесъемочного общения не было.

- После «Каменного гостя» ваши пути пересекались?

- Поработать с ней мне больше не довелось. За последующие годы мы лишь несколько раз виделись на каких-то общих мероприятиях, вечерах, концертах. Но, конечно, я по возможности не упускал из виду ее профессиональные успехи.

Карьера Ирины после ее дебюта в моем фильме стала складываться вполне успешно. Она снималась у известных режиссеров, многие картины с ее участием получили большую популярность. Видя Печерникову на экране, я не переставал восхищаться красотой этой женщины, ее совершенно индивидуальной манерой поведения перед объективом камеры, благодаря которой актриса всегда во всех образах смотрелась абсолютно гармонично. Каждая ее роль оставляла у меня — профессионала, впечатление, что вот эту героиню фильма сценарист и режиссер создали на сто процентов именно под Печерникову.

После громкого успеха фильма «Доживем до понедельника» я очень порадовался за Ирину. Однако вслед за этим наступил черед большого огорчения. Меня до глубины души оскорбил тот факт, что Печерникова, чуть ли не единственная из всех главных создателей фильма и исполнителей «взрослых» ролей первого плана не была отмечена наградой - Государственной премией СССР за 1970 год. Возможно, такая несправедливость случилась из-за того, что к тому времени Ирина вышла замуж за иностранца (польского музыканта Збигнева Бизоня — А.Д.) и уехала жить за границу. Но как бы там ни было, я убежден, что это «не награждение» стало большой душевной травмой для актрисы. Полагаю, те переживания от незаслуженной обиды вполне могли стать первым камешком в образовавшемся со временем тяжелом грузе личных проблем Печерниковой, приведших ее к психологическим срывам, к пагубному пристрастию.

Печально было узнать об уходе Ирины из жизни. Конечно, эта замечательная актриса много не доиграла в кино, в театре. Мне очень жалко ее.

* * *

Сама Ирина Печерникова позднее в одном из своих интервью вспоминала: «Первая моя роль была в фильме-опере «Каменный гость» режиссера Владимира Гориккера. Меня пригласили без проб, просто одели, причесали и сфотографировали, а потом уж подбирали партнера. Каким только красавцам, претендовавшим на главную мужскую роль, я не подыгрывала! В результате дона Гуана сыграл певец Владимир Атлантов».

Примечательно, что в то же самое время на молоденькую и очень симпатичную актрису положил глаз известный мастер кинокомедии Леонид Гайдай, приступавший тогда к съемкам своей знаменитой «Кавказской пленницы». Печерникова, на взгляд Леонида Иовича, могла весьма удачно подойти на роль главной героини - спортсменки, комсомолки и просто красавицы. Однако Ирина предпочла сняться у Гориккера в «Каменном госте».

Звезда и смерть Ирины Печерниковой: образы в фотографиях

Звезда и смерть Ирины Печерниковой: образы в фотографиях

Смотрите фотогалерею по теме