Агузарова неожиданно вернулась в музыку с альбомом странных песен

Шансон, ретро-рок и призрак Успенской

Новость про свежий релиз от Жанны Агузаровой стала настоящей музыкальной интригой недели. В зависимости от своей осведомленности публика могла сделать неожиданные выводы: Жанна все еще с нами, Жанна по-прежнему поет, Жанна выпускает альбомы в неальбомный век.

Шансон, ретро-рок и призрак Успенской

Правда интрига довольно быстро потеряла в цене. Альбом, который был выложен в Сеть в пятницу, называется «Королева Сансета» и ничего нового в нем, к сожалению, нет. Это сборник песен конца прошлого и начала этого века, и все треки либо исполнялись на концертах, либо выходили в разное время на разных альбомах или интернет-релизах. Тем не менее, «Королева Сансета» — сборник с характером в первую очередь потому, что из больших хитов здесь только «Не Упрекай», а все остальное - пестрое до безумия лоскутное одеяло, которое могла соткать из не самых очевидных песен лишь Жанна.

Официальную дискографию Агузаровой сложно назвать запутанной. В ней есть «Русский Альбом» образца 1991 года и три сборника. «Русский Альбом» — прекрасная поп-галлюцинация, в которую до сих пор сложно поверить. Созданные как будто на стыке времен и в то же время вне всякого времени песни стали для Жанны как для сольной артистки мощнейшим стартом, после не мене убедительного и яркого ее появления в группе «Браво» в лихие и разудалые для русского рока 80-е годы прошлого века.

Столь мощный старт породил тогда нешуточные надежды на будущее «Королевы русского рок-н-ролла». В ее лице ожидали появления ни много ни мало «второй Пугачевой», назвали даже «Певицей года» в хит-параде «ЗД» и готовились к целой эпохе. Не исключено, правда, что у певицы мог случиться впоследствие и т.н. синдром второго альбома, то есть после суперуспеха появиться релиз крайне невнятный на фоне первой пластинки, что частенько бывает в подобных случаях, но второго оригинального альбома у Жанны просто не случилось — так уж фишка легла или распорядилась судьба-злодейка.

«Nineteen Ninetee’s», записанный с лидером «Центра» Василием Шумовым в Америке во время короткой эмиграции в 1993 г., до сих пор звучит очень живенько. Песни «Центра» в лихих ремиксах с голосом Агузаровой превратились во что-то супер-авантюрное и неуловимо модное, но это был все-таки сборник каверов, а не оригинальный альбом.

В далеком 2003-м Жанна выпустила еще одну компиляцию под названием «Back2Future» («Назад в Будущее»), которая до сегодняшнего дня оставалась последним релизом от Агузаровой – будто музыкальное и творческое завещание «королевы русского рок-н-ролла». В этом завещании помимо целой россыпи из 16 нетленок разных периодов, включая мегакавер на «Белые розы», который стал, кажется, намного более культовым, чем сам оригинал от «Ласкового мая», еще и само название альбома с отсылом к исторической голливудской киносаге о путешествиях во времени зазвучала будто философская притча с открытым финалом. Этим открытым финалом в каком-то смысле стали спорадические и не менее таинственные, чем и само ее молчание, музыкальные премьеры и высказывания, возникавшие случайными молниями в наэлектризованном музыкальном пространстве и времени, которые были начисто лишены какой-либо вменяемой системности и целеполагания. Впрочем, спонтанность всегда была главной чертой и характеристикой натуры г-жи Агузаровой, что целиком и полностью перекочевало и в ее творческие эскапады.  

Нынешняя «Королева Сансета» вряд ли сможет стать музыкой для пьяной ностальгической вечеринки. Собранные здесь песни — не столько повод для ностальгии, сколько возможность еще раз назвать Агузарову большой артисткой и совершенно уникальной певицей. Ее вокал - это по прежнему какой-то космос, и во многом образец того, как могли бы быть спеты шлягеры самых разных жанров.

«О, Калифорния рай, мы встретились в субботу, и черный добрый сутенер оформил на работу», — выводит певица в титульном треке «Королева Сансета» и сразу возникают тени Любы Успенской. Абсолютно Любина вещь, но агузаровский голос превращает полублатняк в гордый шансон с налетом почти французской изысканности и шарма. «Далеко» звучит в духе некоторых песен Земфиры, с той лишь разницей, что спето опять же гораздо интереснее.

Впрочем, чей в чем дух, учитывая голую хронологию, еще большой вопрос. Земфира пришла в музыку тогда, когда Жанна уже была ее историей, и когда уфимская рок-старлетка в начале карьеры в 2000-м затянула про «Девушка созрела», многие впечатлительные слушатели, не разобравшись с титрами в отсутствие теперешнего всезнающего гугла, несколько дней пребывали в полной уверенности, что это Агузарова вдруг долгожданно и так свежо проснулась после долгого молчания…   

Аранжировки у «Королевы Сансета», как собственно это было с ней всегда, и здесь сыпятся словно из рога изобилия: ненавязчивый лаунж, ретро-рок, альтернатива в духе девяностых, электроника и лупы в духе нулевых, сочный регги, размашистая эстрада. Подобный набор не то что альбом, а любой сборник может развалить на части, но голос и харизма, мощно пробивающаяся даже в эфемерном эфире, каким-то удивительным образом соединяет все вместе и придает даже тем строчкам, которые в общем далеко не супер, игривость и рок-н-рольный шарм.

В новом веке Жанна Агузарова — клубная артистка с солидным запасом шлягеров времен «Браво» и сольного «Русского Альбома». Но если ее концерты как раз рассчитаны на реки слез о давно ушедшей молодости, то альбомы, пусть и собранные из старых кусочков, все еще способны подарить музыкальные приключения и даже ощущения, которые вполне можно квалифицировать как весьма свежие. Это живо, весело, здесь нет никакой короны королевы эстрады, хотя она еще та «королева Шантеклера», но есть голос, который позволяет забыть о желании переключиться на следующий трек после первого куплета и припева. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28365 от 16 сентября 2020

Заголовок в газете: Агузарова вернулась с альбомом странных песен