Shortparis впервые прокукарекали после карантина

Артистов чуть не объявили в розыск

Шаманы, которые превращают каждый концерт в ритуальный перформанс и просят, чтобы за кулисами в гримерке была икона, за последние пару лет стали одной из самых популярных и востребованных современных команд. В апреле они должны были выступить со специальным номером на ZD Awards и стали победителями в номинации «MegaБит Awards», но время внесло свои коррективы. Оказавшись запертыми в четырех стенах, большинство артистов поселились в Сети, проводя бесконечные онлайн-концерты, но не эти парни. Они решили просто испариться на время. И только сейчас снова заговорили, выложив в Сеть новую песню «КоКоКо/Структуры не выходят на улицы».

Артистов чуть не объявили в розыск

Вокруг исчезновения Shortparis поднялась целая шумиха. Представители индустрии буквально искали их с собаками по самым разным поводам (хотя концертная жизнь остановилась, музыкальный мир все равно старался проявлять активность, придумывать какие-то акции онлайн, проводить эфиры). Ни музыканты, ни их менеджмент ни с кем не выходили на связь. Даже с поклонниками: последний пост в соцсетях до нынешнего времени датировался 10 марта, когда артисты анонсировали тур Shortparis-2020 не только по городам России, Украины и Белоруссии, но также с выступлениями в других странах — Израиле, Франции, Германии, Польше, Чехии, Нидерландах. Дальше, как все помнят, — с 16 марта были запрещены большие шоу, с вместимостью зрителей больше 50 человек, а с 28-го был введен жесткий карантин. Участники коллектива никак не прокомментировали происходящее и просто залегли на дно, обрубив все связи с внешним миром.

Стоит ли говорить, что появление новой композиции вызвало бурю эмоций. «Наконец-то каминг-аут», — шутили поклонники в комментариях. И оценивали новый трек: «Парни класс! Авангард впереди!»

Возвращение, однако, было совсем не жизнерадостным. Песня получилась мрачной, беспросветной, заставляющей остановиться и задуматься о том, что происходит вокруг. Затяжное, тревожное электронное вступление с неожиданными паузами, пульсирующим, как при учащенном сердцебиении, ритмом, зависающими звуками продолжается… продолжительным кукареканьем солиста Николая Комягина. Звучит оно, впрочем, отнюдь не забавно, а пугающе. Смысл раскрывается в тексте — метафорическом (все как он любит), хлестком, резонирующим с современностью: «Врет — как всегда: ложь не делится на два. Но вам не достанется. Нет, нам не до… Ни прощения, ни креста, скукой пахнет нищета. Нет, все не исправится, так все не испра… Халла — халла… Бог не вместится в слова. Нет, нужно покаяться, всем нужно по… Ни прощения, ни суда — куры заклевали льва. Нет — вам не достанется, нет, нам не до…» Обрывки слов в конце фраз символичны — мол, допойте, домыслите сами.

Дизайнер Виктор Юльев сделал образную, яркую обложку. В красно-белых тонах белорусского флага, как отметили и многие слушатели. На фотографии — лысая голова на белом фоне. На ней — рука, покрытая красной краской с блестками, которая изображает гребень. Странное название песни написано сверху так, как будто это закольцованная бегущая строка.

В общем, команда выступила в своем репертуаре: образы (и в тексте, и на картинке) — говорящие, а интерпретировать можно в зависимости от того, насколько широк взгляд и не давят ли шоры. Даже по поводу того, намеренно ли артисты использовали цвета белорусского флага, разразилась дискуссия. Довольно нелепая и безапелляционная, поскольку Shortparis действительно всегда чутко отзывались в своем творчестве на реалии времени, хотя никогда открыто, в интервью, не высказывали свою позицию. Они лишь всегда говорили о том, что ощущают себя в оппозиции к современной музыкальной сцене и нацелены на поиск самобытных музыкальных и художественных решений. Кроме того, ребята ставят под сомнение всю клубную систему концертов, а значит, сами слова «группа» и «концерт» по отношению к ним — тоже под сомнением. Наверняка при этом, оказавшись в нынешних обстоятельствах, исполнители все-таки соскучились по своей публике, хотя, возможно, и не признаются в этом. Своим таинственным исчезновением они, кажется, только еще больше подогрели интерес к собственным персонам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28363 от 14 сентября 2020

Заголовок в газете: Shortparis чуть не объявили в розыск