Владимир Бокун еще школьником пришел на белорусское телевидение в 1965 году, а в 2015-м отметил 50-летие своей творческой деятельности. Он — режиссер и продюсер, автор и руководитель проектов «Обратный отсчет», «100 имен Беларуси», «Хроника Минского гетто», награжден премией президента Республики Беларусь за 2019 год. Мы поговорили о том, как снимался фильм о 100-летии театра и почему его картину «Жанин» запретили к показу в Гродно.
— Приступая к работе над фильмом к 100-летию Театра им. Янки Купалы, чего вы хотели? Сделать портрет театра?
— Не совсем. История начиналась сложно и с большим замахом. Теперь уже бывший директор театра Павел Латушко, в прошлом — дипломат, посол Беларуси во Франции, экс-министр культуры, личность у нас очень известная, хотел, чтобы к юбилею было снято 10 серий по 26 минут и мы бы охватили по десятилетию жизни театра в каждой из них. Но я — противник того, чтобы идти хронологическим путем. Первоначальная идея скуксилась, и наше министерство культуры предложило сделать один 52-минутный фильм. А у нас был собран огромный материал, написано десять сценариев, и я решил сделать четыре фильма хотя бы по 26 минут. Мы хотели не просто рассказать историю возникновения и существования театра в разные годы, а провести мысль о том, что все это время он был носителем национальной идеи. Туда шли люди в тяжелые 30-е, в послевоенное и оттепельное время, чтобы посмотреть спектакль и задуматься о том, кто мы, белорусы, где наши корни, кто мы в современном мире? Важно было идентифицировать себя.
Перед съемками главный режиссер театра Николай Пинигин сказал, что наш театр является основным носителем национальной идеи. Почему в 1920 году, в самое сложное время, после страшной гражданской и польской войн, после революционных событий, он все-таки появился. Случайно ли это? А если нет, то что за этим стояло?
— Вы ведь единственные, кто снимал знаменитое собрание. Что там было самым главным?
— Собрание и поступок наших актеров — только часть того, что происходит в Белоруссии. Наши ведущие журналисты с национального и некоторых других каналов тоже написали заявления об уходе. Весь коллектив радиостанции «Столица» во главе с директором уволился. Заводы бастуют. Это глобальное противостояние. Оно не вызвано частными причинами. Это сложная и долгосрочная ситуация. Если бы актеры театра этого не сделали, то о каком носителе национальной идеи могла идти речь? Они просто не могли этого не сделать в сложившейся ситуации.
— Изменилась ли драматургия фильма после того, что произошло в театре?
— Фильм уже был смонтирован без этой сцены. Я планировал, что четыре серии покажут накануне 100-летия на одном из центральных каналов, и в юбилейный день представят 52-минутную версию. Но стало понятно, что ничего этого не будет. Не будет и второго фильма о выдающихся актерских династиях — Владомирских, Глебовых, Макаровых. Уволилась вместе со всеми представительница одной из них — Надежда Белохвостик. Я не могу представить дальнейшую судьбу нашего фильма. Но думаю, что это время пройдет и картина станет еще более ценной, а на актеров будут смотреть через призму их поступка.
— Почувствовали, что люди стали иначе друг к другу относиться?
— Да, конечно. Настроение у людей, выходящих на улицы, радостное, светлое. Есть, конечно, страх, тревога, но общее единение людей — это особое ощущение, и оно не носит агрессивного характера. Мы все вместе. Мы — белорусы.
— Как добираются люди из Минска в Россию? Те, кто уже проделал этот путь, жалуются на тот ад, который надо пройти.
— Да, многих не пропускают через границу. Это тема для журналистского расследования. У нас с Россией — Союзное государство, и нет государственной границы между странами. Но российские пограничники не впускают белорусов, требуют справку из погранкомитета о том, что вам разрешается пересечь границу. Где это регламентировано? Как получить справку? Людей высаживают из автобусов, а рядом стоят ребята с машинами, готовые за определенную плату провезти вас козьими тропами в Россию. Работает отлаженная система. Дозвониться в погранкомитет и получить нужную информацию невозможно. Онлайн-заявку заполнить нельзя. На сайте белорусского посольства есть требования к пересекающим российскую границу: справка об отсутствии COVID, приглашение или подтверждение того, что вы работаете или учитесь. Все! О том, что нужна еще справка погранкомитета, ничего не сообщается.
— Почему ваш фильм «Жанин» запретили к показу в Гродно?
— Потому что моя героиня светится не тем светом. Она святая. Жанин под Гродно живет, и местные власти запретили фильм показывать, хотя он уже шел по нашему главному каналу. Думаю, что и в России его не увидят. Пока состоялся единственный показ на фестивале «Победили вместе».
Героиня фильма Владимира Бокуна Жанин родилась в 1930 году во Франции в шахтерском городе Лален, куда приехали ее родители на заработки из Западной Белоруссии. После создания в 1944 году Управления по делам репатриации граждан СССР из Германии и оккупированных ею стран Сталин пообещал предоставить тем, кто вернется на родину, работу, жилье, возможность в любой момент возвратиться назад. Родители Жанин поддались пропаганде. В СССР семья добирались в товарном вагоне, получая только хлеб. Спустя 72 года пожилая Жанин, все это время не говорившая ни с кем по-французски, но не забывшая язык, отправляется во Францию в места детства. А под Гродно она живет одна, практически без связи с миром, изредка ее навещает сын, живущий в других краях.