В Доме-музее Цветаевой рассказали о снах Гавриила Иосифовича

Героем выставки «Вечерний альбом» стал дракон

В Доме-музее Марины Цветаевой открылась выставка «Вечерний альбом», посвящённая поэзии Серебряного века. Рассказать об одной из волшебных эпох русской культуры художник и фотограф Елена Васильева решила с помощью метафоры сна и реальности, а главным героем экспозиции стал синий дракон Гавриил Иосифович. С ним познакомился и корреспондент «МК».

Героем выставки «Вечерний альбом» стал дракон

Оказавшись в первом из двух залов, которые занимает выставочное пространство, сразу обращаешь внимание на свисающие с потолка и люстр книги. Меж них, у окна, расположился синий дракон с доброй улыбкой. У него не просто есть имя, причём весьма колоритное – Гавриил Иосифович, но и подробная биография, с которой можно ознакомиться на стенде. Автор биографии Ольга Линниченко среди прочего отмечает, что Гавриил – «бескрылый дракон из племени драконов-повелителей мечты и снов. Он родился в волшебном мире, но из-за чрезмерной человечности по настоянию вождя был отправлен к людям для работы Проводником». Своим земным наставником и отцом Гавриил считает Иосифа Бродского, поскольку физическую форму обрёл на берегах Невы в небольшой комнате, соседствующей с квартирой поэта. А ещё у дракона есть брат и сестра, и он очень любит шарлотку и ватрушки, но больше всего обожает пирог, который готовили в семье Цветаевой.

Именно Гавриил Иосифович становится главным персонажем тринадцати картин, выполненных художницей и фотографом Еленой Васильевой масляной пастелью на картоне. На них бескрылый дракон предстаёт в мире сновидений. Ему грезятся россыпи цветов, горы книг, дымящаяся кружка чая на столе и сама земля с её просторами, домами, церквами и красным солнцем.

- Мы хотели оформить этот зал как нечто волшебное, – рассказывает корреспонденту «МК» Елена Васильева. – Летающие книги – олицетворение сна, детской мечты и фантазии.

Этими ощущениями наполнен первый поэтический сборник Цветаевой «Вечерний альбом», который и дал название выставке: юношеские проникновенные стихи, отражающие взгляд девочки, очарованной огромным и таинственным миром.

Всё лишь на миг, что людьми создается,

Блекнет восторг новизны,

Но неизменной, как грусть, остается

Связь через сны.

Если первый зал невероятно красочен, насыщен жёлтыми, красными и синими цветами, то второй, напротив, черно-белый. Живопись в нём уступает место фотографии, а книги – экрану, на котором лидер шведской группы Vacuum Маттиас Линдблум читает на английском стихотворение Бродского «Я сижу у окна…» (“I sit by the window…”). Создаётся впечатление чего-то мрачного, холодного и даже жуткого. Становится понятно, что прежний мир снов оставлен позади, и вокруг лишь чёрно-белые кадры одинокой снежной дороги, обнажённого тела, бродячей кошки, шахматной фигуры, перевёрнутой улицы…

- Это уже наша реальность, обыденность, страхи, грусть, – объясняет Елена Васильева. – Некоторые из фотографий сделаны по скайпу в период самоизоляции, другие – снимки разных лет, которые больше передают не смысловую нагрузку, а общее настроение.

- А что для вас эпоха Серебряного века?

- Серебряный век для меня – одно из самых ярких культурных проявлений в России, связанное в том числе с печальными и страшными событиями последующей истории – революцией и эмиграцией. Это тоска по той ушедшей стране, которой больше никогда не будет, но прежде всего Серебряный век – отражение глубоко личных переживаний, которые всегда будут свойственны человеку.

Выставка «Вечерний альбом» позволяет ещё раз проникнуться глубокими чувствами, неотделимыми от поэзии.