Фестиваль Юрия Башмета стартовал в Ярославле без маэстро

Масочный режим для классики

 На фоне второй волны коронавируса многие музыкальные события за рубежом отменены или ограничены для посещения. Международный фестиваль Юрия Башмета в Ярославле тоже был под вопросом: сначала его перенесли с мая на октябрь, а программу меняли до последнего. Некоторые участники из разных стран заболели и не смогли приехать в Россию, а те кто смог – добирались с трудом. Сам Башмет заразился коронавирусом, так что гала-концерт, традиционно открывающий событие, прошел без маэстро. Однако к середине программы он все же приедет в столицу Золотого кольца  – его двухнедельный карантин подходит к концу. Несмотря на все сложности, фестиваль открылся с успехом – по тому, как  принимали музыкантов можно судить, как важно для публики это «окно» в мир живого искусства.

Масочный режим для классики
Музыканты играют в масках на открытие фестиваля

  Международный музыкальный фестиваль в Ярославле проходит в 12-й раз, но впервые – в таком формате. На входе в филармонию – главную, но далеко не единственную площадку проекта – измеряют температуру и выдают маски. В зале – шахматная рассадка, и все доступные места заняты.  В течение многих лет одно из крупнейших культурных событий академического искусства остается точкой притяжения для ведущих российских и зарубежных музыкантов, артистов, а публика Ярославля и близлежащих городов всегда ждет концертов. Но в этот раз – с особым трепетом.

   Чтобы выступить на гала-открытии в Ярославле скрипачке Татьяне Самуил пришлось добираться из Брюсселя больше суток на перекладных и неоднократно сдавать тесты на коронавирус, но это ее не остановило. Старт фестиваля совпал с ее днем рождения, и солистка признается, что для нее это лучший подарок. 

– Почти полгода не было концертов, и мы, музыканты, очень соскучились по живому общению с публикой, – говорит Татьяна Самуил. – Сейчас невозможно строить планы, я живу сегодняшним днем – эта та корректива, которую пандемия внесла в жизнь. Может быть, поэтому что-то изменилось в восприятии публики: пара сотен человек аплодирует активнее, чем полный зал на несколько тысяч зрителей. Сейчас в Бельгии даже в залах на три тысячи мест разрешено находиться не более, чем 200 зрителям. Когда был первый концерт в Брюсселе (там я участвовала), билеты раскупили за 10 минут. Перед музыкантом в нынешней ситуации встает вопрос, насколько нужно то, что ты делаешь, и по реакции зрителей, понимаешь, что это важно и ценно. Это главный урок для меня.

  На гала-концерте  Татьяна солировала в фантазии на темы оперы Бизе «Кармен» испанского композитора Пабло Сарасате. Ведущая партия скрипки здесь воплощает образ главной героини новеллы Мариме – свободолюбивой цыганки. И яркое красное платье солистки явилось продолжением ее эмоционального музыкального соло. Это выступление стало кульминацией гала-концерта. А открыл его знаменитый пианист Николай Луганский, который вместе с камерным ансамблем «Солисты Москвы» исполнил прелюдию из сюиты «Из времен Хольберга» Эдварда Грига и концерт №1 Фредерика Шопена. Юрий Башмет  из-за болезни не смог открыть фестиваль, но ему не стали искать замену – музыканты выступили без дирижера, и это стало для них своеобразным испытанием и экспериментом. 

Пианист Николай Луганский и ансамбль «Солисты Москвы» на сцене ярославской филармонии

  Завершающим же «аккордом» концерта стала литературно-музыкальная композиция «Каменный гость» – одна из «маленьких трагедий», написанная Пушкиным в период «болдинской осени». Выбор этого произведения неслучаен. В 1830 году поэт приехал в свое имение ненадолго, а в итоге остался в Болдино на три месяца из-за холеры, прокатившейся по России, и карантинных ограничений, введенных властями в связи с эпидемией. Эта пора была самой продуктивной в творчестве поэта. Так что и в карантине есть свои плюсы, напоминают нам организаторы фестиваля в Ярославле. Как рассказал «МК» исполнительный директор проекта Дмитрий Гринченко, сейчас многие композиторы уже отозвались на изоляцию новые произведениями, и, возможно, некоторые из них будут включены в будущие концерты.  

  В программе фестиваля, который продлится до 13 сентября, еще много сюрпризов. Это и вечер итальянской оперы, где выступят восходящие звезды «Геликон-Оперы», и симфонический оркестр «Новая Россия». И музыкальный спектакль «Ч+Ч» с Сергеем Гармашем в главной роли, посвященный юбилеям Чайковского и Чехова. И концерт духовых ансамблей и оркестров «От Баха до Гершвина». И фортепьянный вечер с участием пианиста Михаила Плетнева и дирижера Андрея Рубцова. А в финальные дни публику ждут концерты музыки эпохи барокко и джаз.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру