Гармаш испытал ощущения от "шприца с адреналином"

В Ярославле устроили читку о дружде Чехова и Чайковского

Ярким событием 12-го Международного музыкального фестиваля в Ярославле под руководством Юрия Башмета стала театрально-музыкальная фантазия «Ч+Ч», посвященная отношениям двух гениев — Антона Чехова и Петра Чайковского. 

В Ярославле устроили читку о дружде Чехова и Чайковского
«Ч+Ч» на сцене ярославской филармонии

Несмотря на 20-летнюю разницу в возрасте, многое сближало писателя и композитора. Они вели переписку, которая и легла в основу проекта «Ч+Ч». Чтецами в этой постановке выступили актеры Сергей Гармаш и Дарья Белоусова, а за музыку отвечали «Солисты Москвы». Перед спектаклем-читкой Гармаш признался, что сам умеет играть только на нервах, но когда на сцене рядом с ним звучит живой оркестр — ощущения, словно «тебе всадили в спину шприц с адреналином».

Литературно-музыкальный формат на проектах Юрия Башмета возникает не в первый раз. Большим успехом пользуется, например, спектакль «Ван Гог. Письма брату» с участием Евгения Миронова, ставший визитной карточкой сочинского фестиваля. Сергей Гармаш в подобной постановке тоже уже участвовал — несколько лет назад он читал под музыку отрывки из «Слова о полку Игореве» здесь же, в Ярославе. Такой формат позволяет замешать в гармоничный «коктейль» классическую музыку, живое слово и малоизвестные детали судьбы гениев прошлого. 

Эти просветительские постановки, особенно с участием театральных звезд, воспринимаются публикой на ура. Новая музыкально-театральная читка с участием Сергея Гармаша и Дарьи Белоусовой не стала исключением. Правда, сам маэстро на сей раз не смог дирижировать оркестром и направлять актеров — он досиживает последние дни на карантине после болезни.

— Для меня это первый опыт работы с оркестром живьем, — призналась актриса Дарья Белоусова. — И мне кажется, что зритель соскучился по такому простому и понятному формату. Мы, творческие люди, это осознаем, потому что сегодня много нагромождения во всем, постмодернизм уже не моден. Зрителю хочется другого: от сердца к сердцу — это все, что нужно.

Дарья и правда читала отрывки из переписки и рассказов Антона Чехова с душой — чувственно и эмоционально. Сначала в стенах Ярославской филармонии раздался ее хорошо поставленный голос, а потом актриса выплыла из зрительного зала и поднялась на сцену, где под аккомпанемент оркестра продолжила читать с листа. Впрочем, она почти не подглядывала — к своему первому спектаклю с живым оркестром готовилась ответственно. 

Сергей Гармаш, в отличие от партнерши, текст не учил, но читал трогательно, расставляя акценты на малоизвестных эпизодах взаимоотношений Чайковского и Чехова. И эта подача гармонирует с контекстом спектакля — композитора и писателя связывала не то чтобы близкая дружба, но очень теплые отношения. 

Сергей Гармаш и Дарья Белоусова

— Печально, что так рано и так быстро оба эти человека ушли из жизни, — рассказал актер «МК» перед спектаклем. — Если пофантазировать, что дружба Чехова и Чайковского продлилась бы дольше, наверняка у нас был бы шедевр в опере — вроде «Вишневого сада» или «Трех сестер».

Первый свой отзыв о Чехове Чайковский оставил в письме к брату 20 апреля 1887 года. Он касался рассказа «Миряне». Чайковский был им очарован и написал Чехову письмо через редакцию, опубликовавшую рассказ. Однако тогда письмо не дошло до адресата. 

В то же время в доме Чеховых звучала музыка Чайковского, а сам писатель пытался играть некоторые его произведения. Сохранившиеся воспоминания очевидцев свидетельствуют, что Чехов один пальцем подбирал на слух мелодию из пятой симфонии Чайковского. Вскоре писатель и композитор познакомились лично — первая встреча состоялась 14 декабря 1888 года в Петербурге. Между ними завязались трогательные отношения, которые они поддерживали многие годы. Чехов посвятил Чайковскому рассказ «Хмурые люди», о чем написал композитору осенью 1889 года, незадолго до его публикации. В письме он не хвастался, а делился сомнениями — насколько хорош его рассказ.

Впрочем, переписка касалась не только творчества. Иногда в ней упоминаются забавные бытовые детали. Так, однажды после визита Чехова к Чайковскому писатель забыл у него портсигар, и композитор отослал его товарищу с милыми извинениями, поскольку в нем не хватало нескольких сигарет (их выкурили другие гости). Гармаш все это читал без пафоса, что позволило публике прочувствовать тон отношений двух Ч, пропитанных пониманием и уважением друг к другу. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру