В Вахтанговском театре сыграли старинный водевиль

«Соломенная шляпка»: легкость, скорость, элегантность

Вахтанговский театр показал первую премьеру сезона - «Соломенная шляпка» Эжена Лабиша. Легкомысленный и безответственный водевильчик перед второй волной коронавируса как нельзя кстати пришёлся публике, отдохнувшей на нем измученной заточением и угрозами душой. С премьерного показа - обозреватель «МК».

«Соломенная шляпка»: легкость, скорость, элегантность
Фото: Яна Овчинникова

Надо сказать, что это произведение в пяти (!!!) актах позапрошлого века имело завидно-счастливую судьбу с момента его первой постановки в Париже в год его же написания - в 1851-ом. Премьера состоялась в театре Королевского дворца (Théâtre du Palais-Royal), откуда, собственно, и началось его триумфальное шествие по мировым сценам. Этой глуповатой (с точки зрения сегодняшнего дня) «Шляпке» аплодировала публика Комеди Франсез, театра Шайо и театра Мольера. На российских подмостках водевиль появился через год после парижской премьеры: его ставили Александринка, а через несколько лет и Малый театр, в репертуаре которого «Шляпка» прописалась надолго и шла вплоть до 1914 года. Музыку для этой французской комедии в театре Станиславского и Немировича-Данченко в 1927-ом году писал сам Исаак Дунаевский. Наконец в 1939-ом году водевиль был поставлен в Вахтанговском, куда он и вернулся без малого спустя 100 лет. Так что «Соломенная шляпка» прошла испытание на прочность успехом длинной в 169 лет. В кино, начиная с 1910 года, она выдержала семь экранизаций, включая знаменитый советский фильм 1972 года с Андреем Мироновым в главной роли. «Иветта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта...» - ну, вы, конечно, помните. Такой бэкграунд, как говорится, обязывает.

Накануне своего 100- летия Вахтанговский решил вернуть некогда успешную «Соломенную шляпку» на одну из своих пяти сцен - Новую. Режиссером выступил Михаил Цитриняк, имеющий в Вахтанговском уже два спектакля исключительно драматического свойства. А тут - комедия, сплошное легкомыслие и недоразумение. И к тому же возникает серьезный вопрос - как шутка позапрошлого века отзовётся в веке XXI, если вообще отзовется? Смотрим.

Пространство Новой сцены практически пусто. Лишь на заднем плане в полутьме можно рассмотреть два больших плоских, как мишени, круга с небольшой разницей в диаметре и наложенных один на другой. По краям сценического пространства - две небольшие стойки с вращающимися плоскими профилями из фанеры: одна часть которого - некий месье с усами и в котелке, а вторая - пышный букет в руке этого же господина. Фигурки начинают вращаться легким движением руки - качнул и закрутился месье с букетиком в руке. Но зажжется свет, заиграет музыка, и круги на заднике начнут своё неторопливое вращение, воплощая образ карусели, какую в старые добрые времена устанавливали на городских и рыночных площадях и на которых родители катали детей, а кавалеры - для увеселения дам.

И музыка тоже как из старинной шарманки, какую из-за ее особого звучания ни с чем другим не спутаешь (композитор Борис Кинер). И тут же под музыку, набирающую скорость, по диагонали понесётся по сцене свадебная процессия. Каждый из участников что-то везёт перед собой - ширму, стул, карусельную лошадку или миртовое дерево - символ чистоты и невинности невесты, приехавшей из провинции со всей родней на собственную свадьбу. Винтажная по оформлению и звучанию музыкальная увертюра обещает праздник и, надо признать, что за два с лишним часа ожидания публики не будут обмануты.

Сюжет «Соломенной шляпки» (в оригинале «Шляпка из итальянской соломки») незамысловат и не даёт повода для поиска неких новых смыслов. Поиздержавшийся столичный франт Фадинар (Леонид Бичевин) решил поправить свои материальные дела, женившись на дочке провинциального богача-фермера Нонанкура (Александр Рыщенков, Михаил Васьков). Юная Элен (Лада Чуровская, Евгения Ивашова) прибыла в Париж на собственную свадьбу с многочисленной родней. Жених, вскочив на лошадь, отправляется встречать новоявленных родственников, чтобы сопровождать их к своему дому. Но по дороге, что пролегала через лес, произошло событие, которое чуть не погубило планы новобрачного: его лошадь случайно позавтракала шляпкой одной дамы, которая совсем не случайно прогуливалась в лесу с офицером, нарушая всяческую дистанцию. И понеслось - интрига, обман, шантаж, несовпадения, путаница и прочее, что может погубить союз двух трепетных влюблённых. Поискам соломенной шляпки и посвящён весь водевильный сюжет.

Ну, скажите, разве не глупость? Где, спрашивается, актуальность и невидимые связи, протянутые из прошлого в настоящее? Не стоит утруждаться поисками - в старинном водевиле, поставленном в пандемическом XXI веке, есть то, чего так остро не хватает драматургии нынешнего времени - праздника, чистоты жанра, необыкновенно легкой и изящной иронии по отношению и к жанру, и к себе. Тем более, что школа представления, которой так мастерски владеют актеры Вахтанговского, позволяет эффектно превратить действие в каскад с вставными дивертисментами и музыкальными номерами, остроумными по музыке и по текстам. 

Легкость и изящество обеспечивает и оформление постановки, за которое отвечает давно сложившийся дуэт художниц - Мария Рыбасова (сценография) и Виктория Севрюкова (костюмы). Декорации и костюмы задают винтажный стиль. И что удивительно - при обилии костюмов, пышностью соответствующих эпохе (их около 60), они не утяжеляют сцены, а как будто ускоряют движение водевильного каскада. Это достигается за счёт конструкции костюмов: они трехслойные, на каждый из них нанесён рисунок - реплики на картины французского примитивиста Анри Руссо (фрагменты из него появятся и на предметах мебели). Рисунки на тканях при движении и создают эффект анимации. Помимо того, костюмы с флористическими мотивами зададут и определённый взгляд на персонажей: все они как растения - забавные, смешные или нелепые, но смотреть на которых, право слово, одно удовольствие.

Вахтанговская «Соломенная Шляпка» - это легкость, скорость, элегантность. Надо признать, что режиссёр отлично поработал с актерами, буквально каждая роль сделана ярко, даже массовка, изображающая гостей на свадьбе, запоминается своими персонажами. Наряду с мастерами - Лидией Вележевой, Мариной Есипенко, Нонной Гришаевой, Анатолием Меньщиковым, Рубеном Симоновым, Александром Рыщенковым, Михаилом Васьковым, Олегом Форостенко, Игорем Карташевым, Андреем Ильиным, Олегом Лопуховым - отлично работает молодой состав - в первую очередь это Лада Чуровская, Александра Стрельцина, Фёдор Воронцов, Ян Гахарманов, Владислав Гандрабура, Анастасия Жданова.

И безусловным открытием будет работа Леонида Бичевина в роли Фадинара. Актер, которого зрители знают в основном по драматическим ролям, очень удачно выступил в новом для себя амплуа. Он оказался лёгким, элегантным, с шармом. В его игре, впрочем, как и в игре остальных артистов, ещё есть легкая пародия на водевиль, и, возможно, такое отношение к жанру наполняет его живым чувством, а счастливый финал (шляпка найдена среди подарков, любовь торжествует и никакого апокалипсиса) воспринимается как самый желанный на сегодняшний день.

Однако на волне успеха, который два состава успели словить на премьерных показах, не стоит забывать о коварстве легковесного жанра. При всём поверхностном существовании в нем актеров водевиль не терпит нажима, грубых красок в рисунке роли, бенефициантства, что гарантирует скатывание в пошлость. Так что, господа - легкость, скорость, элегантность.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28388 от 13 октября 2020

Заголовок в газете: Винтажная «Соломенная шляпка»