Инклюзивный фестиваль «В присутствии всех» стартовал в Пушкинском музее

Как видят искусство прошлого люди с ограниченными возможностями

Одно дело – смотреть на произведения искусства, совсем другое – заглянуть в глаза художника. Вступить в визуальный контакт на несколько минут или вечность – установить личную связь, прочувствовать ее внутреннюю энергию. Десять лет назад акция «В присутствии художника», осуществленная «бабушкой перформанса» Мариной Абрамович, произвела фурор и побила все рекорды посещаемости в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА). Каждый желающий мог сесть напротив художницы и безотрывно (насколько хватит концентрации) смотреть ей в глаза. Неслучайно теперь парафраз на ту легендарную акцию – «В присутствии всех» – стал темой четвертого Международного инклюзивного фестиваля в ГМИИ им. Пушкина. Проект стартовал выставкой «Смотри изнутри», которая открылась на музейной площадке «Мусейон».

Как видят искусство прошлого люди с ограниченными возможностями
Работа одного из участников выставки с главным лозунгом фестиваля

Несмотря на то, что Пушкинский музей по уши погружен в реконструкцию, здесь продолжаются разные проекты, и особый акцент делается на событиях для молодых людей и на прямом контакте со зрителем. Усадьба Лопухиных превратилась в интерактивную площадку для подростков, а в детском центре «Мусейон» открылась выставка «Смотри изнутри». Этим проектом в музее стартует Международный инклюзивный фестиваль, героями которого стали люди с ограниченными возможностями. На арт-площадке в Колымажном переулке представили их работы разных лет, созданные под впечатлением от коллекции Пушкинского музея. Участники приходили в Главное здание – и смотрели, слушали, впечатлялись, а потом создавали собственные произведения по мотивам исторических артефактов. Их рисунки и объекты из керамики теперь сложились в единый проект, через который можно почувствовать, что такой прямой контакт с искусством. Глядя на эти работы, легко ощутить тесную связь современного и древнего искусства – понять и осмыслить метафизику далекого прошлого и наших дней.

Рисунки юных художников, созданные на основе коллекции музея

  Одной из центральных работ стал рисунок «Плывущий бык», созданный автором по мотивам произведения древнего искусства Ирана. Одна четкая линия рисует абстрактный силуэт и рогатую голову быка. Кажется, перед нами графика Пикассо, но нет – это парафраз на искусство, созданное тысячелетия назад. Рисунок увеличен в разы и перенесен на белый стенд, что позволяет ощутить масштаб и глубину связей. Или вот еще один черно-белый рисунок греческой амфоры, в котором есть свойственная искусству ХХ и ХХI века четкая геометрия, простота и искренность. Подпись автора Германа Лукомникова передает суть выставки и всего фестиваля:  «Снаружи видно хуже. Смотри изнутри». Именно так видят искусство прошлого люди с ограниченными возможностями – изнутри. Поэтому их керамические и графические версии древних сосудов, дощечек с клинописью, фигурок животных и людей и перекликаются с идеей Марины Абрамович. Они, как и она, устанавливают прямой контакт и превращаются искусство в реальную жизнь

Плывущий бык на выставке «Смотри изнутри»

   Поэтому основой программы фестиваля станут «живые» события – дискуссии, экскурсии, мастер-классы, спектакли и перформансы, направленные на включенность в музейный контекст. Это особенно важно, уверены организаторы проекта, в период пандемии, которая препятствует оффлайн-общению с искусством и музеем. Многие события фестиваля пройдут в онлайн-формате, но эти разговоры не менее значимы, чем оффлайн-экскурсии, ведь они позволят адресно донести информацию до зрителей и получить такой же адресный оклик.

Керамические объекты выставки

Тем более, что аудитория, для которой создаются многие события, задолго до пандемии столкнулась с ограничениями в передвижении и общении. Теперь же эпоха новой реальности разрушает эти барьеры.

Керамика на выставке «Смотри изнутри»