«Мумий Тролль» развалилась на пиксели

Двадцатилетие альбома «Точно ртуть алоэ» отметили виртуально

В минувшую пятницу многие поклонники группы «Мумий Тролль» и просто желавшие вспомнить музыкальные страсти начала века могли застать себя дома за странным занятием. Они ходили по комнате с гаджетом в руках, приплясывали и хаотично вертели телефоном или планшетом в разных направлениях. Самые продвинутые щеголяли в VR–очках. Именно так можно было отметить двадцатилетие «троллевского» альбома «Точно ртуть алоэ».

Двадцатилетие альбома «Точно ртуть алоэ» отметили виртуально
Фото: "Мумий Тролль".

Любители артефактов эпохи компакт-дисков возможно до сих пор хранят дома этот альбом. Внутри коробки катаются серебристые шарики, имитирующие ртуть, на обложке Илья Лагутенко в образе распоясовшейся гейши, на треках космический глэм-рок вперемежку в томными почти эстрадными медляками и пост-панковским безумием. Странная во всех отношениях пластинка. Такое было несложно сыграть, но гораздо сложнее придумать и Лагутенко, как придумщик, был и во многом остается кем-то вроде инопланетянина, которому каким-то чудом удалось сколотить солидный фан-клуб в стране, где инопланетян не очень-то любят.

В качестве праздничной стратегии по поводу двадцатилетия «Точно ртуть алое» был выбран двойной удар. Трибьют-альбом с кавер-версиями, как от творческой молодежи, так и от артистов посерьезнее, плюс виртуальный концерт. По поводу последнего стразу возникали сомнения. Насколько удачно получится воспроизвести через два десятка молодецкую удаль и звук группе, где от классического состава осталась ровно половина? Не будет ли все выглядеть усталой самопародией? И зачем вообще это нужно?

Однако на первой же песне, которой как собственно и на альбоме стала «Карнавала. Нет», всех ждал большой сюрприз. Мужчина чуть за пятьдесят в черном ретро-костюме и шляпе энергично отплясывал и пел весьма бодрым голосом. Гитара звучала рок-н-ролльно громко, лупы и ди-джейские примочки создавали ауру шальной дискотеки. Само действо скакало по морям, планетам и городам при помощи проекций, покрывавших весь кадр без остатка. Плюс технология съемки 360 градусов, позволявшая оказаться в центре событий даже без VR-очков. На таком фоне концерт Metallica с симфоническим оркестром, показанный этой же ночью в федеральном эфире, выглядел довольно старомодно. Звук американцев производил эффект впечатляющего цунами, в то время как у «троллей» было цунами с массой индивидуальных настроек.

Не факт, что музыканты и технари, которые работали с «Мумий Троллкм», изобрели что-то радикально новое, но предложенная форма концерта выглядела весьма интригующе и непривычно. Непривычно, что все на общих планах, без монтажных склеек в их традиционном смысле. Непривычна возможность вертеть гаджетом как головой, и перемещаться по виртуальной сцене. И очень странное для концерта ощущение, будто сейчас все это развалится на пиксели и исчезнет, потому как непонятно кто и где на самом деле находится. В общем, когда Sex Pistols  выпускали свой фильм «Большое Рок-н-ролльное Надувательство», они понятия не имели во что такое «надувательство» может вырасти.

Тем не менее, в случае «Мумий Троллем» обманываться, кажется, все рады. На третьем десятке лет песни из «Точно ртуть алоэ» все еще остаются материалом, из которого можно лепить все, что угодно практически ничем не рискуя. Правда лучше всего лепить получается у тех, кто эти песни придумал. С каверами, собранными на альбоме «Карнавала. Нет XX Лет», ситуация хоть и небезнадежная, но местами нерадостная.

Пожалуй веселее всех звучат бонусы, которых на оригинальном альбоме нет. Речь о «Инопланетном Госте», превратившимся в мощный синти-поп, благодаря группе «Созвездие Отрезок», о олдскульно хип-хоповой версии «С Новым Годом, Кошка» от МС Сенечки, и о «Кот Кота», перепетой Монеточкой с такой бесцеремонной уверенностью, что кажется будто эта песня всегда была ее авторства. Королевский выход у Ивана Дорна с «Карнавала. Нет». «Сансара», «ГШ», Kate NV тоже не лезут в карман за идеями, но явно упражняются с оттенками бледного. И это вероятно устраивает мистера Лагутенко. Именно на фоне таких трибьютов его артистическая неотразимость растет как на дрожжах.