Балетный конкурс «Арабеск» открылся вопреки пандемии

Владимир Васильев: «Конкурс живёт, несмотря на трудности»

Непривычная пустота зрительного зала, записанные аплодисменты, завершающие выступления участников, ставшие уже привычными маски и измерение температуры на входе – теперь это, увы, реальность. Именно в таких условиях в Перми проходит один из самых престижных в мире балета международных конкурсов — открытый конкурс «Арабеск» имени Екатерины Максимовой.

Владимир Васильев: «Конкурс живёт, несмотря на трудности»
Владимир Васильев - Петр Леонтьевич, отец Анюты. Фото Андрея Чунтомова.

В Пермском крае, как во всей стране и в мире свирепствует пандемия, так что многих российских и особенно зарубежных участников конкурс не досчитался. Тем не менее, он состоялся, и уже одно это вселяет надежду в будущее балетного искусства - эфемерного и загадочного, но в то же время сильного, как стальные тела танцовщиков, упорного, как их стремление к победе, которое не прогнет ни одна пандемия. А открылся он (вопреки пандемии в зале был всё-таки  аншлаг,  насколько это позволяли санитарные правила и шахматная рассадка) премьерой знаменитого балета Владимира Васильева «Анюта», в котором великий артист и выдающийся танцовщик XX века, а заодно и председатель жюри конкурса, исполнил одну из главных ролей.  

- Впервые мы столкнулись с непредвиденными обстоятельствами мирового масштаба, из-за которых закрыты границы стран, введены беспрецедентные ограничения. Не могло это не коснуться и нашего конкурса. Многие из заявленных конкурсантов и членов жюри не смогли приехать к нам в этом году. Но конкурс живет, несмотря на трудности, – говорит «МК» Владимир Васильев в начале небольшого интервью, посвященного, наверное, самому известному и популярному его балету.

Балет «Анюта» неразделим в зрительском восприятии с первой исполнительницей партии заглавной героини Екатерины Максимовой. Он ставился на неё и для неё. Идея его создания принадлежит известному режиссеру и сценаристу Александру Белинскому, сделавшему фильмы-балеты, популярные  как жанр на советском телевидении. За основу либретто был взят рассказ Чехова «Анна на шее». Васильев и Белинский разработали и музыкальную драматургию балета, составив его из произведений Валерия Гаврилина, которым за счёт оркестровки Станислава Горковенко было придано стилистическое единство. Сначала в 1982 году совместно с Владимиром Васильевым был снят телебалет «Анюта», который помимо  фестивальных призов получил такую популярность у зрителя, что по нему четыре года спустя по просьбе генерального директора театра Сан-Карло в Неаполе был создан уже значительно дополненный и музыкальным, и хореографическим материалом двухактный спектакль. В том же 1986 году он был перенесен на сцену Большого театра и шел там несколько десятков лет вплоть до недавнего времени. 

Вальс, с которого начиналось действие балета, стал лейтмотивом всего спектакля, и по собственному признанию хореографа-постановщика дал Васильеву ключ к его решению. Создатели балета назвали его чеховским, и он теперь особенно знаменит.

«Простота восприятия этой музыки рождала такие щемящие чувства, была так образна, красочна и так близка портретам героев Чехова, что я представил себе и провинциальный город, и площадь, и обитателей этого города, и чиновников, и Артынова, и Петра Леонтьевича, и Модеста Алексеевича, и, конечно, Анюту. Но главное впечатление было такое, что Антон Павлович сам написал и музыку. Слова и музыка слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей», - вспоминает Владимир Викторович.

Александр Таранов — Модест Алексеевич. Фото Андрея Чунтомова.

В балете Васильева провинциальный городок с его нравами и пересудами, чинопочитанием, балами, мечтами и снами главных героев предстаёт так явно и живо, как будто и впрямь сошел со страниц рассказов и повестей Чехова. Этому способствуют сделанные по мотивам старых декораций Большого театра (тогда художником спектакля был Б. Маневич)  колоритные полотна Виктора Вольского,  напоминающие пермские улочки, площади и церквушки с фотографий конца XIX века. Особенно выпукло получился в балете бездушный образ чиновничье-бюрократического аппарата уездного городка - в сценах, показывающих Модеста Алексеевича на службе, а также   бала и гуляний на городском катке.

Надо заметить, что балет «Анюта» великолепно лег на пермскую труппу. Прежде всего, отметим хорошее звучание оркестра под управлением Артёма Абашева, ставшего музыкальным руководителем постановки. Как всегда, на высоком уровне находится и кордебалет пермской труппы, а также исполнители сольных партий: Кирилл Макурин, Олег Куликов, Илья Будрин, Марат Фадеев, Герман Стариков и другие. Если партию  Анюты  солистке пермского балета Булган Рэнцэндорж предстоит ещё доработать и наполнить темпераментом (она экстренно заменила заболевшую балерину Полину Булдакову и вошла в спектакль практически с двух репетиций), то  образ Модеста Алексеевича  вышел у Александра Таранова весьма и весьма впечатляющим, даже если сравнивать его трактовку с трактовками лучших исполнителей этой партии, например, с игрой Геннадия Янина в  Большом театре.

Особое внимание публики было, разумеется, приковано к исполнителю роли отца Анюты, Петру Леонтьевичу. В этой партии вышел сам постановщик спектакля. Масштабность и мужественность создаваемых образов - такие черты обычно называют, когда говорят о творчестве молодого Владимира Васильева как актера и танцовщика. В противоположность этому, в роли Петра Леонтьевича герой зрелого Васильева обретает ранимость и почти чаплинские черты. Свойственная творчеству Чехова и Чаплина трагедия маленького человека раскрывается у Владимира Викторовича в этом образе и звучит в балете с такой силой, что именно эта роль и эта тема становятся  доминирующей в пермском спектакле.

Мы продолжаем разговор с Владимиром Васильевым  после спектакля.

- С какими чувствами как актер вы выходите на пермскую сцену в роли из своего ставшего уже современной классикой балета?

- В свое время, когда я только ставил телебалет, мы очень быстро нашли исполнителей на главные роли. Но Петра Леонтьевича я все никак не мог найти. В памяти стоял образ А.И. Сашина-Никольского в этой роли в знаменитом фильме «Анна на шее».

Время на съемки было отпущено небольшое — меньше месяца. Денег на них было ничтожно мало. Все балетные артисты, которых мы пробовали  на роль Петра Леонтьевича, не очень подходили. А. Белинский видел наши репетиции и  сказал мне: «А почему бы тебе самому не исполнить эту роль?». Выхода не было, съемки начинались через несколько дней. Так получилось, что я стал Петром Леонтьевичем в этом спектакле. 

Анюта — Булган Рэнцэндорж. Артынов — Марат Фадеев. Фото Андрея Чунтомова.

Я люблю эту партию — она отличается от всех других в балете, находится как бы в контрапункте с ними. Все другие много танцуют, а  у Петра Леонтьевича вроде бы и хореографии особой нет, и, кажется, ну что там делать. А оказалось, что это-то и сложно.  Последний раз я выходил на сцену в этой партии в 2008 году на фестивале, посвященному   50-летию нашей с Катей творческой деятельности и оказавшимся последним в ее жизни. Через полгода ее не стало. А спустя еще  два месяца я  вышел на сцену на премьере «Анюты» в Красноярске и посвятил ее памяти Кати.

Это был тяжелый момент,  ведь спектакль начинается с похорон жены Петра Леонтьевича. Я помню, что в зале люди тогда плакали. А  в Перми, где Катя была столько лет председателем жюри конкурса,  после ее ухода получившем ее имя,  спектакль, поставленный для нее, как нельзя лучше подходил для открытия. Организаторы попросили меня выйти на сцену  и «сделать подарок Перми». Конечно, я очень волновался. Я всегда волновался перед выходом на сцену — это нормально для артиста. А с возрастом волнение становится еще больше. Некоторые чисто танцевальные мизансцены именно для меня пришлось, конечно, поменять.  Но Петр Леонтьевич подходит возрасту — в этой партии нельзя суетиться.

- Почему именно этот балет из вашего обширного творческого багажа Вы выбрали к постановке в Перми?

- Пермский театр оперы и балета имел в своем репертуаре спектакль «Анюта» долгое время с начала 90-х. Его вывозили на гастроли в Японию в 1992 году, где с огромным успехом показали в театре «Токио Бунка Кайкан», и мы с Катей выступили в главных партиях. Впрочем, и в Перми мы выступали в этом спектакле. Он  сохранялся в репертуаре Пермского театра около 20 лет и  был любим пермской публикой.  Видимо поэтому театр предложил сделать обновленную версию спектакля с новыми костюмами и декорациями. А вообще, у «Анюты» счастливая судьба. Балет родился в телевизионной версии. Потом — спасибо Италии и их генеральному директору, которому пришла в голову мысль поставить ее на сцене, — получила долгую сценическую жизнь. И теперь спектакль уже почти тридцать пять лет живет во многих театрах России и, главное, любим зрителем. Я сам каждый раз возвращаюсь к нему с огромным удовольствием, каждый раз сопереживаю ее героям. Спасибо Чехову и Гаврилину, Белинскому, Маневич и Вольскому, моим помощникам, которые в разное время были причастны к ее постановкам. 

Что же касается самого конкурса, то тому, что он несмотря ни на что всё-таки состоялся, мы должны быть обязаны как авторитету Владимира Васильева, так и самоотверженности директора конкурса Елене Завершинской, мужественно его отстоявшей.

- Всё висело на волоске, и мы до последнего не знали: состоится, не состоится, рассказывает «МК» Елена Завершинская. - Окончательно всё решилось дней за пять до начала конкурса. И всё-таки мы победили! 

То же самое было с премьерой балета «Анюта», открывавшей конкурс. До последнего мы не знали, состоится ли она, и как будет проходить. К нам должно было приехать огромное количество людей. Весной у нас было 303 заявки, из них 126 - в основном конкурсе, остальные — хореографы и исполнители современной хореографии. Из-за коронавируса конкурс, традиционно проходящий в апреле, пришлось перенести. Но поскольку ситуация с пандемией сейчас начала ухудшаться, люди стали понимать, что, возможно, они вылететь не смогут.  Каждый вечер по WhatsApp  звонили люди из разных стран. Например, бразильцы из школы Большого театра Владимира Васильева в городе Жоинвиль, которые готовились к конкурсу полтора года. Очень переживали, что они не могут приехать. Но мы сошлись на том, что они приедут на следующий конкурс, который должен состояться уже через полтора года. 

Звонили ещё из Аргентины, из театра Колон: тоже надеются, что приедут на следующий конкурс. За день до открытия написал мальчик из Вены, мечтавший к нам приехать, готовившийся до последнего. Он очень расстроен, но всей душой с нами и надеется прилететь  к нам в 2022 году. Я ему написала, что если он хочет, то, как только  мы объявим сроки нового конкурса, его заявка будет первой.  Очень большая группа ожидалась из Кореи, но руководство их университета не очень приветствовало поездки в данной ситуации. Их просто не отпустили. Они тоже приедут у нам  в 2022 году. 

- Сколько участников в результате прибыло?

- В результате сейчас 35 участников из 11 стран в конкурсе артистов балета. В старшей группе - 17 человек, в младшей – 18.   В основном это конечно россияне, а из иностранцев это те люди, которые живут на территории России. Беда в том, что визовые центры не работают, и выдача виз запрещена. Но у нас напрямую из Турции смогла приехать одна из участниц - Милина Фидан, и прилетела  девочка, представляющая Аргентину. Сама она - аргентинка, но живет в Барселоне, оттуда ей и удалось выбраться на конкурс. 

- Для проведения конкурса вам поставили жесткие условия?

- Да, нас поставили в сложные условия. Все, кто приезжает на конкурс, должны представить  отрицательный тест на ковид. Без этого мы не имеем права пускать человека в театр, допускать к репетициям и  общению в конкурсной среде. Узнали мы об этом где-то за неделю до начала конкурса, и была очень большая проблема до всех это довести, объяснить, что у нас происходит и попросить сделать тесты. И это касается не только участников конкурса, но и членов жюри, всех, кто  работает на «Арабеске». Предприняты, как вы видите, беспрецедентные меры. Мы все ходим в масках, дезинфицируем руки.

- И конкурс проходит в отсутствии зрителей...

- Что очень обидно. Но был приказ по Пермскому краю: с 26 октября ни в одно зрелищное учреждение зрители не допускаются. Поэтому у нас состоялся  единственный просмотр с публикой. Но мы, конечно, рады,  что хотя бы это нам позволили.  Конкурс уже не первый год организует трансляции, и зрители могут наблюдать за ним в режиме онлайн.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру