О жизни Андрея Белого рассказали в московских декорациях

В музее Пушкина открылась выставка об одной из самых загадочных фигур Серебряного века

В Государственном музее А.С. Пушкина открылась выставка «Андрей Белый: из Москвы Серебряного века в Москву советскую…», посвящённая судьбе необыкновенного поэта, писателя, мистика, одного из самых таинственных авторов в русской литературе. Многогранность личности Андрея Белого раскрывается на фоне родной для него Москвы – города, в котором он родился и завершил свои дни.

В музее Пушкина открылась выставка об одной из самых загадочных фигур Серебряного века

Выставка разместилась в трёх просторных залах, каждый из которых демонстрирует своеобразное движение Андрея Белого от Москвы к Москве. Однако это уже будут два разных города и разных человека. Отобразить такую непростую судьбу создатели экспозиции решили с помощью открыток с видами древней столицы из частной коллекции Сергея Ткаченко. Они позволяют увидеть и Москву Серебряного века, в которой блистал молодой Андрей Белый, и Москву советскую, куда он вернулся в 1923 году, отчаянно пытаясь вписаться в новую для себя действительность.

На открытках старой Москвы многое связано с Белым. Вот вид на Арбат, где можно разглядеть дом, в котором Борис Бугаев (будущий Андрей Белый) появился на свет, вот ресторан «Прага», где состоялось решительное объяснение Белого с Александром Блоком и Любовью Дмитриевной, а вот вокзалы, с которых Белый отправлялся в свои многочисленные странствия. Личная история вписана в историю отечественную и даже краеведческую. Отдельная рамка посвящена московским типам: на открытках продавцы, городовые и просто обыватели начала двадцатого столетия, передающие небывалый колорит ушедшей эпохи. Изображения отражают самые несхожие стороны города: от его бурной театральной жизни до стихийных бедствий, например, наводнения 1908 года.

- Глядя на эти фотографии, мы как будто оказываемся в прошлом, в том времени, в котором жил Андрей Белый, – говорит корреспонденту «МК» старший научный сотрудник отдела ГМП «Мемориальная квартира Андрея Белого» Иоанна Делекторская.

Предметы из собрания музея также представлены на выставке. Здесь и воспроизведение портрета Белого работы Леона Бакста 1906 года, и оригинал одного из «Демонов» Михаила Врубеля, и пейзаж, выполненный поэтом Максимилианом Волошиным, у которого в Коктебеле Белый не раз бывал. Экспозиция устроена таким образом, что зритель сразу попадает в контекст времени. Рядом с фотографиями маленького Бори Бугаева и его родителей находятся открытки с портретами знаменитых поэтов, и изображение властителя дум Льва Толстого.

Далее путь лежит во второй «немосковский» зал, который посвящён путешествиям Андрея Белого. Их было великое множество: Париж, Берлин, Брюссель, Мюнхен, Кёльн, и, конечно, швейцарский Дорнах, где Белый вместе со своей первой женой, художницей Асей Тургеневой участвовал в строительстве антропософского центра Гётеанум. В одной из витрин – фрагмент оконного стекла этого здания с выгравированным на нём Асей ангельским ликом. Рядом – уголёк, гвоздь и осколок стекла, оставшиеся от сгоревшего в новогоднюю ночь 1923 года Первого Гётеанума, на месте которого со временем появился Второй Гётеанум. Тут же рисунки Аси. Среди них и её портрет Белого, во время работы над которым между ними завязались романтические отношения.

В витринах фотографии, привезённые Белым из его поездок в Египет и Палестину. Однако особое внимание на себя обращают мемориальные вещи поэта: его чемодан, трость и столик, а ещё камушки, привезённые со всевозможных побережий. На стене карта Кавказского края, который Белый объездил вместе со второй женой Клавдией Николаевной Бугаевой (Васильевой). Последнее их путешествие было летом 1933 года в Коктебель. Именно там Белый получит тепловой удар, от последствий которого скончается в январе 1934-го.

Третий зал погружает нас в атмосферу советской Москвы 1920-х - начала 1930- годов, где Белый провёл заключительные годы своей жизни.

- Он изо всех сил на публике старался показать себя максимально советским человеком и писателем, – объясняет Иоанна Делекторская, – правда, получалось не очень. Помехой была сама природа творческого дарования.

Среди наиболее интересных экспонатов – открытки с изображением памятников, созданных в рамках реализации плана по монументальной пропаганде, открытки с фотографиями революционных баррикад и пожаров 1905 года, шаржи на политических деятелей дореволюционной поры, изображения советских лидеров, издания поздних произведений Белого и даже его подтяжки. Выставка позволяет многое узнать не только о судьбе поэта, но и об истории первой половины двадцатого века.