Гречка решила, что ей «Хватит», Louna помрачнела

Героини новой поп-рок-волны занялись самопрепарированием

Все в мире относительно. Музыкальный мир — не исключение. Если на сцену врывается новый герой, то не факт, что он надолго удержит свой титул, а временно притихшие любимцы публики из прошлого — наоборот, не всегда впадают в забвение и могут вдруг заявить о себе еще громче, чем раньше. Пандемия в этом смысле стала маркером, лакмусовой бумажкой для многих. Лишившись возможности выходить на площадку, некоторые артисты будто погрузились в глубокую творческую медитацию и вышли из нее с новыми яркими работами, в которых отчетливо бьется пульс и слышится свежее дыхание. Другие — напротив: вроде сбросили шелуху, а под ней не оказалось ничего интересного.

Героини новой поп-рок-волны занялись самопрепарированием

«Сигнал в пустоте» из нового мира

В 2018 г., когда мы встретились с Лусине Геворкян на фестивале «Кинопробы», солистка альтернативной группы Louna, выпустившая на тот момент пластинку «Полюса», в которой шагнула от злободневных к более личным темам, говорила: «Предыдущим альбомом «Дивный новый мир» мы поставили если не жирную точку, то запятую на песнях, в которых была ярко показана социально-политическая позиция. Мы сказали все что хотели. Пока что ничего нового не видим, не слышим, так что в новой работе поднимаем уже другие вопросы, которые нас также интересуют — больше не как граждан, а как обычных людей, которые становятся старше, строят семьи, заводят детей, меняются каким-то образом». За два года многое изменилось. Очередной альбом «Начало нового круга» снова вскрывает язвы времени, теперь — еще глубже и даже больнее.

На обложке изображен один из древнейших символов — змея, кусающая себя за хвост. На древнегреческом — уроборос. Так и называется первый инструментальный трек на пластинке — «Ouroboros intro». У изображения множество значений. Для алхимиков оно было символом цикла смерти и перерождений, олицетворяло завершенность процесса трансформаций, преобразования четырех элементов. Одновременно со злободневностью, актуальностью идея глобальной, космической трансформации проходит лейтмотивом сквозь весь альбом.

«Ведь если всех нас собрать по камням, мы станем стеной, — размышляет певица в песне «Станем стеной», — если сейчас ты мыслишь, как я, встань рядом со мной». В тексте она рисует картину происходящего сегодня с миром: «Мрак, чернуха и шлак»; наблюдает за эмоциями людей: «Кто-то верит, кто-то прется, видя этот цирк, и смеется. Каждый вправе верить бредням. Прав же тот, кто смеется последним». Жесткое панк-роковое высказывание, крик-вопрос: «Как сделать так, чтобы вера в иной, лучший мир в нас осталась жива?» Резким и бескомпромиссным получился дуэт с Anacondaz «Кто мы?»: «Сколько невиновных еще погибнет?» Воспевая «новый мир, новый век, новый Рубикон», артисты мрачно сравнивают планету с некрополем.

В экспрессивной, наполненной болью композиции «Дом на Крови» взгляд цепляется за написание названия, вызывая ассоциацию с питерским Спасом на Крови. Песня с двойным дном: «Вот дом, его построил Джек из разрухи в голове, из насмешек во дворе, из осколков детских травм. Там в подвальном этаже тихо плачет человек и боится умереть от побоев и от ран», — поет Лусине, призывая вырваться на свободу и не искать любви «в холодных объятьях Дома на Крови». В тексте одновременно читается тема домашнего насилия, актуальная во всем мире, но вместе с тем этот страшный дом может возникнуть в сознании как образ антиутопического государства, придавая словам дополнительные смыслы. Максимально ярко этот образ проступает в композиции «Моя страна», где «мракобесье льется в народ, как старой плесени липовый мед», и появляется страна, «споенная вином», «скошенная под ноль», которая когда-то была другой.

Совершенно удивительным тема песни «Молчания ягнят» даже по названию пересеклась с недавним опусом группы «Ногу Свело!», хотя и совершенно другими музыкальными, поэтическими и выразительными средствами. Не иначе как что-то носится в воздухе, напоминающее триллер про Ганнибала Лектора. «Когда шли волки за твоим обедом, ты молчал; когда шли волки за твоим соседом, ты молчал».

Несмотря на общее мрачное настроение, для любви все-таки остается место. Именно о ней песня, давшая название пластинке. «Начало нового круга» возникает в момент встречи двух душ, и все начинает идти совсем по-другому.

Очевидный хит с альбома — «Сигнал в пустоте». На композицию сделан клип, в котором действие разворачивается во вселенной, между планет и галактик, где «все мы не одиноки в своем одиночестве». С этой песней певица побывала уже и на шоу Ивана Урганта. Как и весь альбом, ода любви получилась мощной, энергетически наполненной, резонансной, бьющей точно в цель.

Лебединые песни Гречки

Послушав предыдущий альбом юной певицы Гречки, которая пару лет назад чем-то зацепила слушателей и стала собирать тысячные залы, а потом куда-то пропала, публика немного оживилась. Тогда некоторым показалось, что девушка немного повзрослела — решила отойти от затянувшейся истории о пубертатных страданиях с бутылкой пива в руке под грязный гитарный звук. На той работе появились намеки на некую эклектичность звучания, несколько новых аккордов и пассажи, напоминающие инди-эксперименты. В песне «Герой» артистка даже заявляла о намерении начать все с чистого листа. Оказалось — показалось.

Прошло совсем немного времени, и певица выпустила новый EP «Хватит». Многие комментаторы тут же съязвили, что это слово хочется сказать самой певице после прослушивания пластинки, которая не отличается ни звуковой изысканностью, ни находками, ни хитовостью. «Ленивый, сложный для восприятия и абсолютно пустой релиз», — написал один из скептиков. Когда Гречка только появилась на музыкальных прилавках, кто-то сгоряча даже сравнивал ее с Янкой Дягилевой. Сама юная исполнительница толком не знала, кто это, а потом, узнав, стала морщиться. Ей по душе гораздо больше был типа Курт Кобейн: мол, источник ее вдохновения. Это отразилось в некоторых текстах, звучании, гитарных партиях, но один момент, решающий, был абсолютно упущен. Девушка забыла посидеть над аранжировками. В итоге они получились сухими, схематичными, однообразными, а гранж, несмотря на всю свою, казалось бы, флегматичность и фривольность, очень эмоциональный, выразительный жанр, который в интерпретации Гречки превратился в волка без зубов.

Вокально артистка иногда пытается изобразить некий надрыв, но срывается буквально в ор, а наоравшись, возвращается обратно, в дежурную, заунывную манеру пения. Становится еще грустнее, если прислушиваться к текстам. Они смахивают по построению на несложившийся роман Кобейна с гугл-переводчиком. Ритм и рифмы живут, даже не подозревая друг о друге. Можно было бы подумать, что, составляя фразы, исполнительница пыталась подражать обэриутам, если бы она точно знала, кто это. Агрессия, обреченность, раздражительность — ведущие эмоции. Казалось, певица взрослеет, и вместе с ней должны были бы взрослеть и тексты, но все произошедшее на альбоме «Хватит» напомнило сюжет фильма «Загадочная история Бенджамина Баттона», где главный герой рождается глубоким стариком, а умирает младенцем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру