Лучшими картинами Астрахана пока так и остаются его ранние работы «Изыди!» и «Ты у меня одна», а то, что фестиваль выбрал «Судьбу диверсанта» в качестве фильма открытия, выглядит вполне логично. Презентация президента жюри, как и других его членов, - хороший жест, и позволяет задать систему координат, сразу становится понятно, кто будет судить фильмы коллег и чего стоит сам.
«Судьба диверсанта» снималась в течение шести месяцев в Минске и белорусских лесах в Смолевичском районе. Создавалась она к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В ее основе - реальные события, о чем свидетельствуют титры, где сообщается о подвиге Федора Крыловича, взорвавшего 30 июля 1943 года 16 немецких танков на белорусской станции Осиповичи. Уже одно это заставляет усомниться в догадках относительно «новых смыслов» и радикализма постановщика. Историческая правда, в том числе и о войне, замешана не только на ратных подвигах, но на предательстве, страхе, желании любой ценой спастись. В основе сценария белорусского драматурга Павла Могилина - военные документы, рассказы свидетелей, неизвестные ранее обстоятельства военной поры.
В репортажах с места съемок Дмитрий Астрахан, опираясь на костыль, управлял массовкой и актерами. Работа была масштабная, сложная, с участием сотен людей, включая высококлассных специалистов. В титрах помимо «Беларусьфильма», где Астрахан работает много лет, фигурирует Министерство культуры РФ. В качестве охранной грамоты – маркер Военно-исторического общества, без одобрения которого не обходится со времен Мединского ни одна военная картина. Значит, фильм строгих экспертов удовлетворил.
Премьера должна была состояться еще в мае, к юбилею Победы, но пандемия разрушила все планы. Именно поэтому мировая премьера пришлась на Чебоксарский фестиваль.
Российско-белорусский опус рассказывает о подвиге электрика железнодорожной станции Алесе Орловиче, прообразом которого стал реальный герой Федор Крылович. Живет он в оккупированной деревне, состоит в партизанском отряде и взрывает вражеские эшелоны при помощи самодельных устройств, предварительно выведя из строя светофор, заморочив немцам мозги и устроив неразбериху. На путях скапливается несколько составов, и немецкие танки оказываются в опасной близости к горючему. Как и реальный герой, Алесь не получил орденов, которые честно заслужил. Вся слава достанется капитану-карьеристу, который годы спустя будет стоять на трибунах в ранге героя. И потомкам уже не разобраться, кто есть кто.
У Астрахана многое принимает комический оборот. Сама жизнь при немцах выглядит как разлюли малина. Фрицы все как один глупые и смешные. Алесь с ними лихо управляется. Он вообще супергерой, белорусский Рэмбо, и улыбка у него Голливудская. Так и сверкает жемчугом зубов. Алеся любят девушки, словно выписанные из другой эпохи. Храбрый и сексуальный электрик разрывается между дочерью полицая и совсем юной деревенской девочкой, готовой ради него на все. После гибели при взрыве его возлюбленной Светы (сыгравшая ее Лиана Гриба, словно вышла из салона красоты), которую отец-полицай хотел отправить в Германию, Алесь быстро утешился с новой пассией. Одну сам лично укокошил, чуть-чуть погоревал да и пошел к другой, той, что моложе и податливей.
Роль электрика-партизана сыграл актер московского театра «Сфера» Алексей Суренский, снимавшийся в сериале «Обручальное кольцо», «Молодежке», фильме «Кремень» Мизгирева, переигравший множество небольших ролей в кино. В «Судьбе диверсанта» из него сотворили мачо, непонятно откуда пришедшего в этот мир. Андрей Смоляков в очередной раз сыграл мерзавца и предателя, и, пожалуй, он тут единственный, к кому вопросов нет. Александр Семчев в роли комичного немецкого офицера Клейнера, говорящего на ломанном русском языке, - это уж точно герой совсем другого романа. Для комикса он идеален.
Но Астрахан очень серьезен. Он, наверняка, будет удивлен странным вопросам о намерениях и радикализме. Какие уж тут шутки и неудобные вопросы на священную тему войны. Но партизанское движение в его исполнении выглядит весьма комично.