Кинематографисты попытались воздействовать на педофилов силой искусства

На фестивале «Послание к Человеку» заговорили о подростковых проблемах

В Санкт-Петербурге завершился 30-й Международный кинофестиваль «Послание к Человеку». Прошел он не так широко, как предполагалось. Зарубежные гости и члены жюри из других стран присутствовали виртуально, хотя российско-французская актриса Динара Друкарова и живущий в Лондоне кинорежиссер Илья Хржановский смотрели и оценивали картины в Петербурге.

На фестивале «Послание к Человеку» заговорили о подростковых проблемах
Кадр из фильма "Пойманы в сети". Пресс-служба фестиваля.

Несмотря на пандемию, свои работы прислали режиссеры из 98 стран. Неожиданно ярко прозвучала школьно- подростковые темы, которые, как оказалось, всюду примерно одинаковые. Чешские документалисты предложили эффективный способ борьбы с любителями 12-летних девочек. Полнометражная документальная картина «Пойманы в сети» молодых чешских режиссеров Барборы Халуповой и Вита Клусака основана на эксперименте. Кинематографисты пригласили трех юных актрис, которым на вид лет по 14, а на самом деле по 18 лет. Они выдают себя за 12-летних подростков, сидя в специально оборудованных детских комнатах. Девочки принесли свои любимые вещи, фотографии и игрушки. У каждой из них стоит компьютер, чтобы общаться в соцсетях с незнакомыми мужчинами, жаждущими секса онлайн. Каждая из героинь подвергалась в 12-летнем возрасте сексуальной атаке в интернете. И теперь за 10 дней эксперимента на них «клюнули» 2458 сексуальных маньяков.

Установка такая: участницы эксперимента виртуально знакомясь с мужчинами, должны несколько раз донести до них информацию: «Мне 12 лет». Но никого из их собеседников это не смущает – ни беззубых старцев, ни 26-летнего парня. «Ничего, что мне 12 лет?» - «Без проблем» - примерно такой диалог возникает каждый раз, а дальше взрослые мужчины в присутствии ребенка начинают мастурбировать, присылать порно, в том числе с животными, заигрывать, требуют раздеться. Иногда доходит до шантажа и свиданий в кафе, куда «клиенты» приходят по одиночке и парами. Скажем, друг по интернету приводит свою зрелую подругу, и они вместе пытаются ради полноты чувств вовлечь в свои опасные утехи маленькую девочку.

Для каждой из участниц эксперимента это настоящее испытание. После таких «романтических» свиданий теряется вера в светлые чувства. И когда одной из девочек попадется собеседник, желающий просто поболтать, а не показывать свои гениталии, она расплачется перед монитором. Это испытание и для всей группы, в состав которой входят не только кинематографисты, но психологи. Для всех участников эта затея - стресс.

Настоящих лиц мужчин мы не видим. Маска спадет лишь с лица парня, который окажется приличным человеком. Все остальные подобны чудовищам. Среди маньяков встречаются мужчины, работающие с детьми, и в силу этого еще более опасные. Один из них занимается туристическим бизнесом и организовывает детские и подростковые лагеря. Его опознала гример проекта. Съемочная группа вместе с юными актрисами, с одной из которых этот дядя заигрывал и занимался развратными действиями онлайн, окружают его около дома, начинают стыдить.

Пойманный преступник слегка смущен, но вскоре начнет наступление, выдвинет массу доводов в пользу того, почему все так происходит. В поле зрения кинематографистов попали и те, у кого дело дошло до личной встречи в кафе. На кого-то уже поступили соответствующие заявления в правоохранительные органы.

Еще одна полнометражная, но уже российская картина «Катя и Вася идут в школу» Юлии Вишневицкой из «Национального конкурса документальных фильмов», тоже связана с подростковыми проблемами и касается учителей и их ответственности перед детьми. Снимался фильм в небольшом городке Тульской области. Сам факт того, что съемочную группу пустили в школу с камерой – дорогого стоит. В Москве такого разрешения практически не получить. Это дебютная полнометражная картина для Юлии Вишневицкой, работающей журналистом на «Радио Свобода».

Ее герои - Катя и Вася – не профессиональные педагоги, но они хотят попробовать свои силы на образовательной ниве. В итоге каждый из них долго не продержится в школе. Вася преподает географию восьмиклассникам, но с ним не продлят контракт, хотя он готов работать даже в цыганском классе, где работать охотников нет. Семья у Васи живет в Новгороде, и он каждую неделю ездит туда к жене и детям. Но это остается за кадром, хотя линия интересная и важная. Катя - выпускница сценарного факультета ВГИКа. Она преподает литературу тем же восьмиклассникам, но сама раньше времени покинет школу, не найдя общего языка с учительским коллективом, да и с подростками, многим из которых не интересно вообще ничего. Картина получилась живая и веселая, а герои – прекрасны со всеми своими промахами.

Погрузившись в проблемы современной школы, Юлия Вишневицкая придет к выводу: система там плохая, но она работает, а все новое, что хотят привнести в нее молодые и свободные педагоги, не работает. Интересно, что события происходят в школе духовно-нраственного воспитания, где регулярно бывает батюшка, а школьники работают волонтерами в церкви. Закончится для молодых учителей все печально, после того, как один из свободолюбивых учеников разместит в сетях пост, который заинтересует ФСБ. Мириться с этим школьное руководство не намерено. Как бы то ни было, режиссер, хотя и утратила слегка веру в образование, продолжает верить в его возможности, как таковые, апеллируя к собственному опыту, оставляя и нам такой шанс.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру