У министра культуры Любимовой хранится уникальный перстень-оберег

Какие истории скрывают кольца Пушкина и подарок жене Толстого

В Государственном музее А.С. Пушкина состоялась встреча с писателем, автором книги «Тайны драгоценных камней и украшений» Екатериной Варкан. Она рассказала о судьбе уникальных аксессуаров, связанных с судьбами великих людей. Какие истории хранят кольца и трости Пушкина, почему кольцо, которое Лев Толстой подарил своей супруге, называют «Анна Каренина», и какое имеет отношение алмаз, привезённый персидским принцем в Петербург, к повести Гоголя «Нос». Об этом и многом другом узнал корреспондент «МК».

Какие истории скрывают кольца Пушкина и подарок жене Толстого
Екатерина Варкан рассказывает об украшениях Пушкина. Фото: Дмитрий Калинкин, Государственный музей А.С. Пушкина

Свой рассказ Екатерина Варкан начала со знаменитой подвески со шпинелью Филиппа Дрейка – великого первооткрывателя, ставшего первым англичанином, совершившим кругосветное путешествие в 1577-1580-х годах, и разбойника, занимавшегося грабежом на морях и океанах. Королева Елизавета I вручила Дрейку подвеску за верную службу на благо английской короне. Ныне подвеска хранится в Эрмитаже, куда попала в 1807 году «по приказанию его сиятельства графа Николая Александровича Толстова».

Уникальность камеи «Гонзага», вручённой императору Александру I бывшей супругой Наполеона Бонапарта Жозефиной Богарне, заключается в том, что на ней не один, а два профиля. Причём мужской профиль предположительно изображает египетского царя Птолемея II, а женский – его жену и одновременно сестру Арсиону II. Впрочем, своё название «Гонзага» получила по фамилии герцога Гонзага, в инвентарных раритетах которого она находилась с 1542 по 1630 год. Уже после ссылки Наполеона его бывшая супруга и муза Жозефина встретилась с Александром, с которым была в дружеских отношениях. Она и преподнесла ему камею с просьбой поехать к Наполеону.

- Александр был умным человеком и Жозефине отказал, – говорит Варкан. – Он знал, что она была добрым знаком для Наполеона, и боялся, что с её возвращением к французскому императору вернётся его былая мощь.

С именем Александра I связана и ещё одна история. После его таинственной смерти 1 декабря 1825 года были изготовлены специальные траурные кольца, одно из которых получил генерал-губернатор Санкт-Петербурга граф Милорадович, особо почитавший покойного монарха. Он ещё не подозревал, что вскоре будет смертельно ранен декабристом Каховским во время восстания на Сенатской площади.

- Милорадович был замечательным человеком, красавцем, с прекрасным чувством юмора, открытым, душевным, героем-любовником, – продолжает Екатерина. – В боях он ни разу не был ранен, а когда умирал от выстрела декабриста, написал Николаю I, чтобы освободили его крепостных. То есть Милорадович – единственный человек, который победил на Сенатской площади, освободив своих крестьян.

От сильных мира сего автор книги переходит к украшениям «солнца русской поэзии». Куда же без Александра Сергеевича Пушкина! Изумрудный перстень он считал своим талисманом и просил брата Льва прислать его к нему в Михайловскую ссылку. Перстень красуется на большом пальце правой руки поэта на знаменитом портрете кисти Тропинина. История появления этого кольца неизвестна, но то, что оно со сколом, вызывает разные трактовки.

- Вряд ли оно было приобретено в повреждённом состоянии, – объясняет Варкан. – Значит, либо Пушкин колотил кого-то им, либо повредил, открывая бутылку шампанского. Интересно, что я померила это кольцо, и оказалось, что у Пушкина, как и у меня, был размер большого пальца правой руки 19,5, только пальцы у него были, думаю, более длинные и чувственные.

Было у Пушкина, по ее рассказам, и кольцо  с сердоликом, на котором изображены три амурчика, садящиеся в ладью. Кольцо поэт, по всей видимости, приобрёл в Крыму в 1820 году, во время южной ссылки. Там же с лёгкостью выставил его в лотерею, состоявшуюся в доме Раевских. Обладательницей кольца стала дочь генерала Раевского Мария - будущая княгиня Волконская, жена декабриста, отправившаяся вместе со своим мужем в Сибирь. Кольцо Пушкина, выигранное в лотерею, прошло с ней все тяготы, и она его бережно сохранила и передала потомкам. Любил Александр Сергеевич не только кольца, но и трости, коих у него было немало. Одна из самых изящных – с аметистовым наконечником.

Автор «драгоценных историй» Екатерина Варкан. Фото: Дмитрий Калинкин, Государственный музей А.С. Пушкина

Пронзительна история кольца поэта Дмитрия Веневитинова. Красавец, эстет, один из создателей философического общества любомудров в Москве, он был безответно влюблён в княгиню Зинаиду Волконскую. Она и преподнесла ему бронзовое кольцо, которое приобрела в Италии в одной из антикварных лавок. Кольцо не простое, а найденное в 1706 году при раскопках римского города Геркуланума. По обоюдной договорённости, юноша не должен был носить драгоценный подарок на руке до своей женитьбы или смерти. Он его никогда не надевал и носил как брелок. Поэт умер в двадцать один год, простудившись, потому что ходил в легкой одежде. Когда его состояние было безнадёжно, друг Алексей Хомяков надел ему на палец перстень Волконской. На миг, выйдя из забытья, Веневитинов удивлённо произнёс: «Разве меня венчают?» – и умер, можно сказать, от любовной горячки, унеся с собой в могилу и заветное кольцо. Его похоронили на кладбище Симонова Монастыря. Когда в 1930-е годы громили Симоновское кладбище, то кольцо сняли и не вернули обратно. Теперь оно хранится в Литературном музее.

Пожалуй, самая любопытная история связана с алмазом «Шах», который летом 1829 года привёз в Петербург принц Хосрев-Мирза, внук персидского Фет-Али-шаха. Столь ценным даром он старался умилостивить российского императора после страшной гибели русского полномочного посла Александра Грибоедова. Автор великой комедии «Горе от ума», по официальной версии, был зверски убит исламскими фанатиками. Его обезображенное тело опознали лишь по следу на кисти левой руки — память о дуэли юного Грибоедова с будущим декабристом Якубовичем. Первым об этом сообщил Пушкин в «Путешествии в Арзрум». Ещё за год до гибели Грибоедова тот поведал ему историю про телохранителя персидского посла, присланного к российскому двору, - якобы у него отсутствовал нос. Фаворит императрицы Екатерины Платон Зубов, дабы не смущать государыню и придворных, заказал для персиянина искусственный нос из тафты и серебра. Ещё один нос был про запас. Телохранитель искусственный нос надел. Пушкин историю запомнил и, судя по всему, передал её Гоголю, который блестяще преобразил услышанное в своей знаменитой повести «Нос», не забыв упомянуть в ней и того самого принца Хосрева-Мирзу.

Другая окололитературная история, о которой рассказала Екатерина Варкан, отсылает нас к великому роману Льва Толстого «Анна Каренина». Написал он его, как и многие свои произведения, не без помощи супруги Софьи Андреевны. Она сподвигла мужа приняться за работу над книгой, потому что нужны были средства для замены ветхой мебели в усадьбе. Толстой написал роман, получил гонорар, мебель в усадьбе заменил, и в знак благодарности подарил Софье Андреевне кольцо с рубином и двумя бриллиантами, которое приобрёл в обычном ювелирном магазине. В семье Толстых кольцо окрестили «Анна Каренина».

Ещё одна трогательная история про Генриетту Гиршман, жену коллекционера Владимира Гиршмана. Её называли первой красавицей Петербурга, а очарованный ею Валентин Серов написал портрет Генриетты, на котором изобразил и себя, отражённым в зеркале и будто подсматривающим за ней. Она же была влюблена в выдающегося актёра Василия Качалова. Эмигрировав после Октябрьского переворота из России, Гиршманы обосновались во Франции, где открыли несколько антикварных и ювелирных магазинов. В 1937 году Качалов приехал с гастролями МХАТа в Париж. Тогда он в последний раз встретился с Генриеттой. Они были уже не молоды, и Гиршман преподнесла ему в дар золотое кольцо с тёмно-синим лазуритом.

- Лазурит – отмечет Варкан, – древний амулет и всегда считался залогом подлинной дружбы и искренней преданности, а также исправлял от меланхолии». Кольцо Качалов носил на мизинце, а по преданию, на мизинце носят кольца влюблённые. Сейчас перстень находится в семье правнучки Качалова, нынешнего министра культуры Ольги Любимовой.

В заключение встречи Екатерина Варкан продемонстрировала кольцо, подаренном ей писателем Андреем Битовым, которого не стало в 2018 году.  

- Мы ездили с ним в Карелию, и это кольцо он купил у водопада Кивач на сувенирном развале. Когда мы возвращались, я ему рассказывала про Бестужева- Марлинского, который по моей логике не погиб, а ушёл в горы. Андрей Георгиевич обещал об этом написать и в знак подтверждения снял с мизинца кольцо и подарил мне,  – вспоминает Варкан. О Бестужеве-Марлинском Битов действительно написал. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру