Баста представил хип-хоп зрелого возраста

Рэпер посвятил альбом своему сорокалетию

Он серьезный и важный дядя, даже когда ласкает собачку и шутит в гостях у Урганта. Большой музыкальный бизнесмен, амбиции которого нашли весьма точное отражение в новом альбоме «40». Разменяв пятый десяток, Баста, наверное, впервые решил весьма подробно рассказать о себе, для чего понадобилось целых 23 трека.

Рэпер посвятил альбом своему сорокалетию

Далеко не каждый артист может похвастаться созданием к своему сорокалетию впечатляющей музыкальной империей. У Василия Вакуленко это получилось, причем основные его успехи не только в управлении большой звукозаписывающей и продюсирующей конторой. Главный актив Василия — его собственные музыкальные роли, сыгранные если и не с размашистым талантом, то по крайней мере с четким пониманием, зачем и для кого это делается.

Василий Вакуленко — это Баста, когда время вести душевные беседы, лить слезы и рвать на себе рубахи; Наггано — для желающих от души поржать, а блатной юморочек, как известно, веселит даже тех, кто живет с репутацией интеллектуала; N1NT3ND0, если требуется хмурый, но не лишенный некоторого остроумия гангста-рэп; Bratia Stereo и Gorilla Zippo — для рейвов, где важны не только танцы, но и шальное настроение.

Непосредственно от Басты не было музыкальных новостей с 2016 года, с тех пор как в двух частях вышел пятый альбом под этим именем. И вот с релизом «40» стало понятно, что Василий Вакуленко превратился не только в зрелого по паспорту мужчину, но и довольно зрелого артиста. Потому как именно зрелый артист хорошо понимает: необязательно прыгать выше своего роста, лучше прыгнуть так, чтобы это эффектно выглядело. Необязательно проламывать лбом стены в стремлении показать всем, как выросла твоя авторская и музыкальная мускулатура. Лучше знать людей, которые сделают твоему альбому впечатляющий апгрейд.

И с помощниками Василий не прогадал. Их много, но каждый на своем месте. За звездные имена, опыт и узнаваемые интонации отвечают Noize MC, Скриптонит T-Fest, ATL. Среди привлеченной творческой молодежи Эрика Лундмоен ANIKV, ODI и другие. И все они на альбоме не столько для украшения списка участвовавших, сколько для появления в стратегически важных ситуациях.

В «Молодости» Скриптонит помогает добиться ощущения ленивого разговора двух притомленных жизнью мужчин. Noize MC с помощью своего куплета, в котором по традиции нет ни одного проходного слова, уносит «Поколение Х» в какие-то несусветные дали по части ассоциаций и смыслов. А ATL как никто лучше подходит для трека в духе «жги-гуляй», каким стали «Зажигалки Вверх». Возможно, припевы, которые используются во многих композициях, иногда звучат сладковато, но здесь, по всей видимости, в дело вступает Вася-бизнесмен, хорошо понимающий силу попсовых мотивчиков. Впрочем, гостевое участие Moscow Gospel Team в «Я Вижу» превращает эмоциональный трек, который Баста посвятил своей матери, в нечто вроде покаяния, насколько это вообще вписывается в хип-хоп-материю.

Альбом начинается с трека Intro — кумарного фристайла о запутанных чувствах, и заканчивается песней «Моррисон Кобейн» о несчастной любви начинающего музыканта. Пробираясь от начала альбома к финалу, Баста неоднократно возвращается к романтике в том виде, как он ее понимает, но самое интересное происходит в моменты, когда хип-хоп-магнат в некотором смысле отпускает тормоза. «Беги Пацан» подошла бы к альбому Наггано — ножи, стволы, злодеи и слова из жизни, а не из книжек. Сам автор поясняет, что песня о нем, восемнадцатилетнем, но чтобы написать такое, нужно было набираться все эти годы опыта, причем в первую очередь авторского и музыкального.

В треке «ГотеММосква» Баста выясняет отношения со столицей. Наверное, это важная тема для любого карьериста из глубинки, а после того как два коренных москвича Тимати и Гуф потешно осрамились со своей «Москвой», стало ясно, что за базар по такому поводу приходится отвечать. Сравнивая Москву с жутковатым Готемом, Баста явно не делает каких-то удивительных открытий, но при этом не несет чушь. А ближе к финалу песни, возможно, желая напомнить коллегам об их скандальном позоре, перебрасывает мостик к «бургеру за здоровье Собянина», строчками «А ты наболтай массы по сабу, только так, чтобы вставило, сделай погромче и хлопни стопарик за здоровье Васянино». По части иронии и подколов Баста явно не стесняется и за словами в карман не лезет.

Как специалист по строчкам, г-н Вакуленко тоже достиг определенной зрелости. Возможно, в сравнении с Оксимироном словарный запас ростовского рэпера может показаться более чем скромным. Но Басте хватает ума не пытаться казаться умнее, чем он есть на самом деле. Его пацанская болтовня берет не безупречной логикой, отсылками к литературе и стройностью текста, а скорее некими крючками, что могут надолго зацепиться в вашей памяти. По части текстов, которые потом можно растащить на цитаты, Баста, наверное, один из лучших в местном хип-хопе. «Зажигалки вверх, толпа дымит», «Ангел-хранитель на отходосах осип» — эти и им подобные строчки обладают свойством хорошо запоминаться и, конечно, наполнены прямо-таки обжигающей неформальной энергией. Их можно не очень-то прятать за автотьюн и басы, как это принято у молодых коллег Басты. Наверное, многие рифмы не претендуют на идеальность, но Вакуленко удается очень точно и смачно передавать свои мысли, даже если эти мысли не отличаются какой-то особенной оригинальностью.

Там, где солидный хип-хоп-магнат возвращается к родному ростовскому району, братве, ментам и драгдилерам, наверное, чувствуется главная сила этой пластинки. Для точных слов на такие темы автору не нужно кем-то прикидываться и входить в незнакомый образ. Но нужны хорошие продюсеры и студии для того, чтобы превратить и хулиганский, и сентиментальный, как будто сделанный на коленке рэп, в хлесткие треки, где много чего звучит, однако нет ощущения переизбытка технологий.

В чем-то экспериментальным можно назвать лишь «Вамп 2.0», но на него есть и своя ответка — «Баста 40». Явная попытка написать новую версию программного хита «Моя Игра», который качает залы уже больше двух десятков лет. Насколько это получилось, станет ясно, когда всех снова пустят на большие концерты и появится возможность оценить урожай фонариков на стадионах.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28424 от 25 ноября 2020

Заголовок в газете: Конечно, Вася