В Москве показали запрещенный Туркменбаши фильм

Кинематографисты стали заложниками сильных мира сего

Два фильма, снятые в разные годы и на разных континентах, затронули жизнь первых лиц государства. На Международном фестивале кино стран Содружества состоялась московская премьера восстановленной версии «Детей землетрясения», произведенных в 1996 году в Туркменистане. Американских «Киллеров» об убийстве брата лидера Северной Кореи представили в Санкт-Петербурге на «Послании к Человеку».

Кинематографисты стали заложниками сильных мира сего
Фото: Государственный архив Туркменистана.

«Дети землетрясения» («Ночь желтого быка») туркменского, а теперь уже российского режиссера Мурада Алиева на протяжении 24 лет находился под запретом. Премьера состоялась в Ашхабаде в 1996 году во дворце туркменского президента Сапармурата Ниязова (Туркменбаши), который эту картину заказал и покинул просмотр через сорок минут. С той поры Мурад Алиев был лишен права заниматься кино на родине и в 2001 году переехал в Москву, где снял уже 15 картин и сериалов, включая «Офицеров», «Морпехов», «Белый песок».

По словам Мурада Алиева, его фильма «Дети землетрясения» официально не существует. «Мы — дети Ролана Быкова, и фильм создавался под флагом его фонда. Дело в том, что Туркменский центр кино и телевидения для детей и юношества «Нусай», который я возглавлял, был детищем Быкова. В «Детях землетрясения» он сыграл свою последнюю роль, а с 5-го на 6 октября 1998 года ушел из жизни. Обратите внимание на совпадение: его герой — директор детского дома — погиб с 5 на 6 октября 1948 года во время ашхабадского землетрясения. Нет уже 70 процентов актеров, снимавшихся в картине, — Алексея Булдакова, Баадура Цуладзе, Евгения Жарикова, Люсьены Овчинниковой… Нет в живых и человека, запретившего наш фильм, а фильм жив. Мы нашли бетакам, произвели оцифровку и сегодня вам его покажем. Конечно, это не то качество, но мы сделали все, что могли. Все остальное находится в архивах Туркменистана», — рассказал режиссер.

На показе присутствовали оператор Сергей Щугарев и продюсер фильма Борис Шихмурадов, который сказал, что если кино хорошее, то его можно смотреть на изоленте. Сергей Щугарев был не так оптимистичен, все-таки изображение — это его ответственность.

В Ашхабаде происходит землетрясение силой в 9 баллов. Мальчик Сердар, что значит «вождь», потеряет свою мать и братьев. Он и есть будущий лидер страны, запретивший фильм. То, почему Туркменбаши так резко отнесся к картине и своему образу на экране, породило разные толкования. Первое связано с тем, что в ребенке на экране не чувствуется избранность, нет предчувствия того, кем он станет потом. Вторая причина неприятия заключается в том, что русские доминируют, и спасают ребенка герои Алексея Булдакова и грузина Баадура Цуладзе. Да и роль мальчика сыграл не туркменский ребенок. Ашхабадское землетрясение снимал и Роман Кармен, специально отправившийся туда в 1948 году. Но и его документальные свидетельства легли «на полку».

Кадр из фильма «Киллеры». Пресс-служба фестиваля.

Ролан Быков сыграл директора детдома Чапая Ивановича, постоянно пересматривающего «Чапаева», в надежде, что его любимый герой выплывет. Сидя у экрана, он приговаривает: «Сейчас ты у меня, Василий Иванович, выплывешь. Ребятки просили. Так что ты давай, будь человеком». И своих подопечных («Это ж сироты, это ж такой контингент, это ж блокадники») он называл чапаевцами. А Сердар, когда еще была жива мать, наведывался к нему. Герой Быкова заменил ему ушедшего на фронт отца. Туркменбаши тоже рос в детдоме, и все, что мы видим на экране, — это его жизнь, которую он не захотел принять. 

На 30-м фестивале «Послание к Человеку» показали совсем новую картину «Киллеры» американского документалиста Райана Уайта — номинанта премии «Эмми», лауреата «Сандэнса». Она возвращает нас к событиям 2017 года, когда в аэропорту Куала-Лумпура в Малайзии средь бела дня убили старшего брата Ким Чен Ына по отцу — Ким Чен Иру. Он не претендовал на руководство страной, давно покинул Пхеньян и обосновался в Макао. Ким Чен Нам хотел жить как обычный человек, и в «Киллерах» на это сделан акцент. Его убийство зафиксировали камеры видеонаблюдения. К Ким Чен Наму подошли две девушки — 25-летняя Айша Сити из Индонезии и 18-летняя Доан Тхи Хуонг из Вьетнама. На жертву набросили платок, впрыснули нервно-паралитический газ, и через час Ким Чен Нам скончался. Девушки, как выяснилось, не были знакомы и понятия не имели, к кому подошли в аэропорту. Им казалось, что они участвуют в розыгрыше, популярном во многих странах. Их устраивают даже в самолетах для развлечения пассажиров. Одну из девушек, происходившую из простой индонезийской семьи, вскоре выпустили, поскольку вопрос решался на уровне первых лиц двух государств. А жительница Вьетнама, мечтавшая об актерской карьере, прошла все круги ада, стала знаменитой, что вызывало волну протестов: как-никак она причастна к убийству. Собственно о судьбах этих простых девушек, ставших заложницами чьих-то политических амбиций, и сделана эта картина. Смотрится она как захватывающий детектив. Несчастные создания попали в жернова большой истории, где их собственные жизни не стоили ничего.