В Таллине покажут шесть российских картин и представят шесть сериалов

Отечественным кинематографистам пришлось весь день добираться до фестиваля

В Таллине в эти дни проходит 24-й Международный кинофестиваль «Темные ночи», которому в 2014 году присвоена категория «А». Проще всего было уйти в онлайн, как многие и поступают в нынешних обстоятельствах пандемии. Однако наши упорные эстонские коллеги решили держать марку и не отказались от проведения живого фестиваля.

Отечественным кинематографистам пришлось весь день добираться до фестиваля
Виталий Манский, продюсеры фильма «Горбачев. Рай» и ведущий Q&A Артемий Троицкий. Фото: Пресс-служба фестиваля.

Конечно, европейцам приехать в Таллин гораздо проще, чем нам. К примеру, Виталий Манский, представивший здесь несколько дней назад документальный фильм «Горбачев. Рай», имея при себе отрицательный тест на COVID-19, полученный в Риге, где живет уже несколько лет, смог беспрепятственно и на полтора дня прибыть в столицу Эстонии.

Наших соотечественников ждет испытание более серьезное. Границы закрыты. Самолеты не летают, поезда не курсируют. Но организаторы фестиваля нашли выход, согласовав детали на правительственном уровне, придумали сложный путь для любителей приключений. Чтобы добраться до Таллина, потребовался целый день. Сначала переезд из Москвы в Петербург, затем — из Петербурга в Ивангород, куда в былые времена ходили поезда из Москвы. Уже в Ивангороде можно перейти пешеходную границу и оказаться на территории Эстонии, в Нарве, что автор этих строк и проделала год назад. Теперь все сложнее. Переезд из Санкт-Петербурга в Ивангород мог бы затянуться на три с лишним часа, если добираться автобусом. Но руководство фестиваля оплатило такси, так что дорога заняла всего пару часов.

На границе в Ивангороде — никого. Не то что в былые дни, когда здесь толпились туристы, местные жители и граждане Эстонии. Люди ездили в магазины за продуктами. Наши везли еду из эстонских супермаркетов, а эстонцы покупали товар, который в России куда дешевле, нежели в Шенгенской зоне, — скажем, парфюмерию.

В общем, на нашей границе ни души, и на эстонской тоже тишь да гладь. Для того чтобы ее пересечь, нужен пакет документов, о которых руководство фестиваля заранее позаботилось, но нюансы все равно возникают. Требуются: приглашение от фестиваля, некий договор о сотрудничестве, копия аккредитации с фотографией и свежая справка о прохождении теста на отсутствие COVID-19, полученная перед выездом. Преодолев этот рубеж, поговорив с сотрудником таможни и пограничником, смело шагаешь по переходу в Нарву. А там с железнодорожного вокзала отправляешься в Таллин. Три часа в пути.

Виталий Манский и Артемий Троицкий на Q&A. Фото: Пресс-служба фестиваля.

Дмитрий Рудаков, представлявший в конкурсе дебютов фильм «Сентенция», провел на границе восемь часов, но недоразумение в итоге удалось разрешить. По прибытии на фестивальную территорию каждый гость и участник опять сдавал тест и ждал результата чуть меньше суток. За время заточения под дверь приносили еду. Аккредитацию, каталог, расписание и прочие необходимые для работы вещи тоже не пришлось получать, как обычно, у стойки. Все сразу доставили без проволочек. «Сидельцев» ждали и другие сюрпризы: стук в дверь, и на пороге — бутылка шираза, конфеты и мармелад, чтобы не скучали.

Эстония считается одной из самых строгих стран в Европе в плане соблюдения антиэпидемиологических мер. Фестиваль открылся 13 октября, и во время его заключительной недели в Эстонии ввели некоторые ограничения для театров и кинозалов. Они должны быть заполнены не более чем на 50 процентов. Однако, в порядке исключения, фестиваля эта мера не коснется: дана возможность завершить его в прежнем режиме. Но посетители приходят в масках, а график показов составлен так, чтобы избежать столпотворения, которого, надо сказать, здесь никогда и не бывает. На церемонии закрытия решено ввести рассредоточенную рассадку. Фестиваль проводится в гибридном формате: что-то можно посмотреть в кинотеатрах, а что-то — онлайн.

Изначально вопрос проведения решался на уровне правительства Эстонии, которое понимает значимость события для страны. Потому и стал возможен приезд зарубежных гостей — при условии соблюдения строгих мер безопасности. В общей сложности на фестивале побывало и побывает 100 зарубежных гостей из 21 страны — это меньше, чем обычно, но уже достижение в наши дни.

Кто-то из режиссеров не приехал, но участвовал в онлайн-сессиях. Александр Миндадзе, картина которого, «Паркет», участвует в основном конкурсе, на фестиваль не прибыл. Группу представлял продюсер Денис Крупнов. Немецкий режиссер Маргарет фон Тротта получила награду за вклад в мировой кинематограф, но лично не присутствовала — только поучаствовала в телемосте перед показом своего фильма «Свинцовые времена».

Многие годы руководит кинофестивалем «Темные ночи» выпускница ВГИКа Тийна Локк, никогда не забывающая о том, что есть на свете российское кино. В этом году в разных программах принимают участие шесть наших картин.

Константин Хабенский и Виктория Исакова в фильме «Трое». Фото: Пресс-служба фестиваля.

В конкурсе — только премьеры, как предполагает фестиваль категории «А». Жюри основного конкурса возглавляет киноконсультант и писатель Марк Адамс, в прошлом — артистический директор Эдинбургского международного кинофестиваля. Именно он определит судьбу двух российских участников — Александра Миндадзе с «Паркетом» и Анны Меликян с фильмом «Трое» с участием Виктории Исаковой и Константина Хабенского, на которых и написан сценарий. Семейная пара, а это известные и успешные люди — психолог и телеведущая, переживает кризис. В жизни героя Хабенского появляется женщина, роль которой сыграла Юлия Пересильд. И жизнь поделилась на «до» и «после» — есть жена и новая возлюбленная, Москва и Петербург, между которыми он мечется, как Бузыкин в «Осеннем марафоне». В фокусе Миндадзе — тоже трое: две женщины и мужчина, но в другой возрастной категории. Главные роли сыграли польские звезды Анджей Хыра и Агата Кулеша, а также израильская актриса Евгения Додина. Наверное, оба фильма — об иллюзиях.

В других программах представлены: «Папье-маше» Виталия Суслина, «Конец» Владимира Котта, «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Цой» Алексея Учителя, «Котлован» Андрея Грязева, «Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского, год назад награжденного здесь призом за вклад и отметившего 17-летие романтического тура с Юлией Высоцкой, когда они представляли первый совместный фильм «Дом дураков».

В отдельной секции представлены сериалы, а среди них — «Обыкновенная женщина-2», «Шерлок в России», «Игра на выживание», «Перевал Дятлова», «Псих». Тут нам по количеству нет равных: из 12 заявленных участников — 6 российских.