«Кораблекрушение у побережья Черного моря» датировано 1887 годом. Полотно – большое – размером 150 на 247,5 см. По данным Самарина и и его соавтора Джанни Каффьеро, еще одного консультанта аукционных домов и галерей по вопросам творчества Айвазовского, картина первоначально находилась в коллекции шведского промышленника Джеймса Фредрика Диксона. Она украшала интерьеры его замка Тьолохольм – роскошного особняка в стиле Тюдоров. Диксон подарил «Кораблекрушение…» своей дочери Бланш, после смерти которой картина досталась в наследство ее младшему сыну Тюре Бонду. А тот продал полотно в 1976 году. Не известно, в какой коллекции оно хранилось потом, но на рынке появилось намного позже – уже в ХХI веке. Картина дважды выставлялось на торги и оба раза на Sotheby's – в 2006 и 2014 годах. В последний раз она ушла с молотка за £1,5 млн. А теперь она чуть ли на миллион дороже.
Другим топ-лотом аукциона стала еще одна находка Самарина и Каффьеро, опубликованная ими сначала в книге «Свет, вода и небо: картины Ивана Айвазовского» (издание 2012 года), а потом и в каталоге «Неизвестный Айвазовский». Согласно изысканиям авторов, картина под названием «Прощание Колумба перед отправлением в путешествие из Порт-Палоса в Испании» (121,5 на 192,5 см) создана в 1892 году для Всемирной выставки в Чикаго. Смотр, приуроченный к 400-летию открытия Колумбом Америки, проходил на берегу озера Мичиган в 1893-м и стал одним из самых масштабных в истории. Айвазовский был одним из его участников – специально для выставки он написал двадцать картин. Пять из них посвящены Колумбу, в том числе и эта – работа ушла с молотка за £1 млн ($1,34 млн). К слову, в 2009 году, когда полотно выставлялось на Sotheby's в Нью-Йорке, оно было продано за $1,5 млн.
Как пишут Самарин и Каффьеро, картина когда-то принадлежала американской бизнес-леди Марджори Мерривезер Пост. Большую часть своего состояния она потратила на коллекционирование произведений искусства, в основном – русского дореволюционного (ее третий муж Джозеф Э. Дэвис был послом США в СССР, отсюда и интерес с русской культуре). Большая часть ее собрания выставлена в Музее Хиллвуд, её бывшем поместье. Запись о картине имеется в каталоге к чикагской выставке, впрочем, без иллюстрации. Она также упоминается книге 1986 года Минаса Саргсяна «Айвазовский в Америке» – вот, пожалуй, и все. Занятно, что обе работы, которые теперь так хорошо продаются на рынке, очень удачно открыты людьми, играющими не последнюю роль в арт-бизнесе. А ведь в книге еще сотни новоявленных шедевров, так что в ближайшие годы собирателям отечественного классического искусства будет на что посмотреть на зарубежных Русских торгах.
Впрочем, не единым Айвазовским интересуются любители русского искусства. Картина Константина Сомова «Спящая дама в комнате в платье XVIII века» ушла с молотка на Sotheby's за £1,13 млн ($1,5 млн), почти втрое превысив эстимейт. Нашло своего покупателя и полотно Генриха Семирадского «Парнас»: оно было продано за £680,5 тыс. ($910 тыс.) при эстимейте в £400-600 тыс.
Если весной арт-рынок сильно просел, вслед за всей мировой экономикой, надломленной пандемией, то теперь вновь начал набирать обороты. Как раз сейчас в Лондоне стартует аукцион, на котором выставлены изделия фирмы Карла Фаберже из коллекции Бруклинского музея (Нью-Йорк), и первые лоты разлетаются, как горячие пирожки.