Самые дорогие творения современных художников: понравятся ли они вам

Почти сто миллионов долларов за надувного кролика

Говорят, художник должен быть голодным, и только после смерти его могут оценить – читай, заработать на его искусстве. Но это не так. Мы составили топ-5 самых дорогих в мире произведений ныне живущих художников по данным публичных аукционных продаж. Это четыре картины и одна скульптура, которая и возглавила рейтинг.

Почти сто миллионов долларов за надувного кролика
Джефф Кунс, «Кролик»

Джефф Кунс: «Кролик» – 91 миллион долларов

Джефф Кунс как никто другой проникся идеями короля поп-арта Энди Уорхола, который говорил: «хороший бизнес — лучшее искусство». 

Энди создал «Фабрику», серебряные интерьеры которой стали излюбленным прибежищем богемы, ежедневно там производилось по 80 шелкографий, а за год студия выпускала около тысячи работ. Уорхол поставил искусство на поток.

Так вот, Кунс сделал примерно то же самое – неслучайно его называют Энди Уорхолом нашего времени. Он начинал как брокер в семидесятых, а после того, как получил первое признание и заработал некоторый капитал, открыл завод-студию в Сохо, где сейчас работает 135 сотрудников.

Фишкой короля нового поп-арта (его творчество характеризуют как нео-поп или пост-поп) стали гигантские скульптуры, напоминающие надувные шары. Блестящий китч кажется воздушным, однако на самом деле это тяжеленные фигуры из нержавеющей стали. Такова его «Сидящая балерина», изящно поправляющая пуанты на исторической площади у Рокфеллер-центра. Такова «Собака из шариков», одна из которых (да, таких собачек художник множит в промышленных масштабах) ушла с молотка на аукционе Christie’s за $58,405 млн. в 2013 году. Таково и самое дорогое произведение художника – «Кролик».

Серебряный кролик без лица – тяжеловесная игрушка —появился на свет в 1986 году. А спустя 33 года стал самым дорогим произведением искусства ныне живущего художника: на торгах Christie's в Нью-Йорке его продали за $91,075 млн. 

Впрочем, это не значит, что деньги от продажи получил автор – «Кролика» еще в девяностые купил медиамагнат Сэмюэл Ирвинг Ньюхаус-младший примерно за миллион долларов. Но со временем цена на скульптуру подросла вместе со славой автора.

Добавим, что «Кролик» однажды действительно парил – надувная версия арт-объекта летала над Таймс-сквер во время парада в честь Дня благодарения.

Дэвид Хокни: «Портрет художника. Бассейн с двумя фигурами» – 90 миллионов долларов

Спорит с Кунсом только дерзкий британец, еще один последователь поп-арта Дэвид Хокни. Он испытал влияние Энди Уорхола еще до личного знакомства: учась в лондонском Королевском колледже искусств, он принял участие в выставке «Young Contemporaries». Считается, что именно с нее начался британский поп-арт. Уже первые его работы отличались нарочитой наивностью и кислотными цветами.

Сегодня Хокни считается отцом британского поп-арта. В колледже случился и первый скандал, который добавил мастеру популярности. Он отказался писать диплом о чужом творчестве, заявив, что художника можно оценивать только по его самостоятельным работам. Руководство пригрозило, что не выдаст ему диплом. В знак протеста Хокни нарисовал скетч под названием «Дипломная работа» (The Diploma), и в итоге получил бумаги об окончании колледжа.

Потом он отправился в США, где познакомился с Энди Уорхолом – эта встреча произвела на него сильное впечатление и открыла перед юношей двери нью-йоркского арт-мира. Хокни много путешествовал и экспериментировал в разных жанрах, делал все: от фотоколлажей и оперных афиш до абстракций и деревенских пейзажей. В 1961 году он написал работу с откровенным гомосексуальным подтекстом «Два сцепившихся мальчишки», за которую получит премию Джона Моора в 67-м.

Дэвид Хокни: «Портрет художника. Бассейн с двумя фигурами»

В 1960-х началась и его знаменитая серия картин с бассейнами: переехав в Лос-Анжелес, он стал писать водные поверхности и связанные с водой сюжеты. Одна из таких картин – «Портрет художника. Бассейн с двумя фигурами» (1971 г.) – была продана на Christie's $90, 312 млн. в 2018 году. На тот момент эта была самая дорогая картина в мире ныне живущего художника, пока через год рекорд не перебил Кунс. Впрочем, быть может, Хокни еще возьмет пальму первенства: в декабре 2020-го его картина «Каньон Николс» (1980 года) была продана за $41,067 млн., поставив рекорд для пейзажа.

Хокни и в преклонном возрасте продолжает поражать публику. В 2000-х он вместе с физиком и специалистом по оптике тонких пленок Чарльзом М. Фалько выдвинул теорию о том, что прогресс в живописи связан с техническими достижениями: применением камеры-обскура, камеры-люцида и сферических зеркал. 

Гипотеза Хокни-Фалько вызвала невероятный резонанс в искусствоведческих кругах, но в итоге была раскритикована в пух и прах. Впрочем, художник продолжает, как и в юности, верить, что художественный процесс взаимосвязан с развитием технологий. И доказывает это, создавая картины в приложениях на планшете. Работы показывают прямо на гаджетах в темных помещениях, и выставки пользуются большим успехом. В свои 83 Хокни продолжает экспериментировать. Его называют величайшим из ныне живущих художников с тех пор как этот мир покинул Френсис Бэкон.

Герхард Рихтер: «Абстрактная картина» – 46 миллионов долларов

88-летний Герхард Рихтер считается живым классиком. Отнести его творчество к какому-то одному направлению невозможно, напротив, его принцип – быть вне стилей. Он делает как гигантские панно и соборные витражи, так и крошечные фотоминиатюры, мастерски пишет и абстрактные картины, и портреты в стиле фотореализма, создает яркие экспрессивные работы и монохромные серые.

Герхард Рихтер: «Абстрактная картина»

Рихтер – больше, чем художник, он философ искусства. Как и Хокни, и Кунс, он испытал влияние поп-арта, но интерпретировал его иначе: «Я хотел сделать что-то, что не имело ничего общего с искусством, композицией, цветом, творчеством», - заявлял Рихтер. Впрочем, с годами у него сложилась авторская манера. У художника есть излюбленный прием: с помощью гигантского шпателя, шириной до двух метров, он наносит краску на холст или поверх фотографии.

Однако судьба одного из самых успешных художников современности могла сложиться бы совсем иначе, если бы в 1961 году он не совершил вместе со своей женой побег из Восточной Германии в Западную. После его дипломная работа по росписи стен в Дрезденской художественной школе, где он учился, и городского музея  были закрашены. Перед побегом он и сам сжег многие работы, другие уничтожили власти. 

Рихтер был заклеймен как предатель, и сегодня предпочитает не вспоминать об этом периоде своей жизни. Зато в Западной Германии его дела быстро пошли в гору. Эксперименты в разных жанрах сделали его популярным к 1970-м годам.

В 2005-м он возглавлял список самых дорогих художников современности. А в 2015-м его «Абстрактная картина» (1986) была продана на Sotheby’s за $46,3 млн. Это одна из первых масштабных работ Рихтера, созданная с помощью огромного шпателя.

Эти баснословные деньги владельцу картины, который приобрел ее в 1999 году за 607 тысяч долларов. После продажи она вплоть до 2015 года экспонировалась в Музее Людвига в Кёльне (несмотря на то, что несколько раз была перепродана). Как раз там художник живет тихой уединенной жизнью. В отличие от поп-артистов, он не любит появляться на публике и выступать с речами. Несмотря на природную скромность, Рихтер многие годы остается одним из самых успешных и богатых авторов современности.

Цуй Жучжо: «Великие заснеженные горы» – 39 миллионов долларов

76-летний китайский художник Цуй Жучжо – последователь древней традиционной техники гохуа (рисование тушью и водяными красками на шёлке или бумаге). Хотя в его масштабных работах читается и связь с западным искусством – Джексона Поллока или Ансельма Кифера. Свой отпечаток на него наложила Америка, где он жил с 1981 по 1996 годы. Благодаря этой временной эмиграции он смог получить известность за пределами родины, его работы оказались во многих коллекциях. Однако Жучжо остался верен традициям китайского искусства. Он не только создает масштабные работы, наполненные поэзией, но и коллекционирует традиционное искусство, его собрание – одно из самых обширных.

Художник пользуется невероятной популярность на Востоке. В 2013-м году в японском городе Сидзуока открылся музей, посвящённый творчеству Цуй Жучжо. Кроме того, его работы продаются на аукционах с завидной регулярностью. Более 60 произведений Жучжо перешагнули порог в $1 млн. 

Коллекционерский бум на искусство художника начался пять лет назад. В 2014 году его «Пейзаж в снегу» ушел с молотка на аукционе в Гонконге за 184 миллиона гонконгских долларов ($23,7 млн. США). Через год серия «Великий снежный пейзаж горного Цзяннаня» из восьми пейзажей тушью на бумаге была продана за 236 миллионов гонконгских долларов ($30,444 млн США). 

А в 2016-м полиптих из шести частей «Великие заснеженные горы» (2013 г.) достиг цены в 306 миллионов гонконгских долларов ($39,577 млн США). На сегодняшний день это абсолютный рекорд среди ныне живущих азиатских художников. Впрочем, есть мнение, что китайский арт-рынок намеренно перегрет: там сознательно взвинчивают цены, чтобы составить конкуренцию Западу и в этой сфере. Однако факт остается фактом: ныне Цуй Жучжо – самый дорогой здравствующий художник Востока.

Кстати, работы китайца можно было видеть в России как раз в 2016-м: более 200 его пейзажей выставлялись в петербургском «Манеже» на выставке «Мерцание гладкой яшмы».

Джаспер Джонс: «Флаг» – 36 миллионов долларов

Замыкает рейтинг еще один американец, представитель поп-арта Джаспер Джонс, который дружил с великим Энди. Сейчас Джонсу 90 лет. Серия флагов, которую он начал в пятидесятых годах, остается в тренде по сей день – она вдохновляет молодых художников и котируется на арт-рынке. Самый дорогой «Флаг» (1983 г.) Джонса ушел с молотка на торгах Christie's в 2014 году за $36 млн.

Джаспер Джонс: «Флаг»

Художник не раз рассказывал, что написал свой «Флаг» после сна, где тот явился ему. Казалось бы, что особенного: холст-масло, живопись предметна и конкретна, где сенсация? Здесь нужно понимать исторический контекст – что это было за время в искусстве и какие события происходили в тот момент в США. 

Начнем с первого пункта. В 1950-х наметилась новая волна интереса к творчеству Марселя Дюшана, автора знаменитого «Фонтана» (писсуара). Обычный писсуар, к которому художник не добавил ничего, кроме подписи, тем самым превратив его из утилитарного предмета в произведение, перевернул историю искусства. После знаковой демонстрации работы в 1917 году ее отправили на помойку. И только в 1950-м году была опубликована первая репродукция «Фонтана», а следом ряд художников повторили рэди-мейд Дюшана. Тогда с его творчеством познакомился и Джаспер Джонс. Его «Флаг» – это своего рода рэди-мейд наоборот. Если снять холст с подрамника, его можно было бы использовать как флаг.

Теперь о политическом фоне. Штаты вмешались в Корейскую войну, ситуация была острой, чуть не дошло не дошло до вторжения американцев в Китай. В итоге 33 тысячи американских солдат были убиты, и еще почти 200 тысяч ранены, попали в плен или пропали без вести. Об этих событиях в Америке говорили с трудом. Внутри Штатов шла борьба за гражданские свободы афроамериканцев, сопровождавшаяся массовыми беспорядками.

Появление «Флага» в этот момент было воспринято многими как политическое заявление: одни обвинили художника в проявлении американского «империализма», другие — в неуважении к собственной стране, заявляли, что это святотатство. В итоге директор Музея современного искусства в Нью-Йорке Альфред Барр купил «Флаг» для постоянной экспозиции, что еще больше обострило споры. 

Любопытно, что Барр, опасаясь нападок, приобрел работу через посредника, который затем передал картину в дар музею. Таким образом «Флаг» получил широкую известность и стал символом. Впрочем, сам автор никогда не комментировал политический контекст и настаивал на версии о сне. Тем не менее, Джаспер Джонс не раз возвращался к этой теме, и версия «Флага» 1983 года стала одним из самых дорогих произведений ныне живущего художника в мире.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру