Ради новой роли актер Алексей Гуськов сильно похудел

Александр Котт закончил «Седьмую симфонию» и приступил к экранизации «Чука и Гека»

Режиссер Александр Котт закончил съемки фильма «Седьмая симфония». Работа продолжалась на протяжении трех лет. В основе картины — история исполнения «Симфонии №7» Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. За дирижерским пультом оркестра Радиокомитета в Большом зале Ленинградской филармонии стоял Карл Элиасберг, одной фамилии которого в то время было достаточно, чтобы навеки сгинуть. Его роль сыграл Алексей Гуськов, которому пришлось сбросить 14 кг.

Александр Котт закончил «Седьмую симфонию» и приступил к экранизации «Чука и Гека»
Алексей Гуськов в роли дирижера Карла Элиасберга. Фото: Лиана Мухамедзянова

Съемки должны были начаться в апреле, но из-за пандемии и карантина, болезни актеров и части съемочной группы их сдвинули на июнь. А завершились они в конце ноября. В картине также снимались Елизавета Боярская, Алексей Кравченко, Тимофей Трибунцев. Виктория Толстоганова сыграла Ольгу Берггольц.

Для Алексея Гуськова это уже не первая роль дирижера. В 2009 году вышел «Концерт» Раду Михайлеану, созданный в копродукции нескольких европейских стран, в 2016-м — драма «Прокофьев наш», где он сыграл композитора Сергея Прокофьева. В 2018 году в Театре им. Евг. Вахтангова состоялась премьера поставленного Римасом Туминасом спектакля «Фальшивая нота», и там ему вновь довелось исполнить роль дирижера. «Я музыку люблю и, может быть, всю жизнь занимался не своим делом», — признается Алексей Гуськов. О фильме, посвященном исполнению «Седьмой симфонии» Шостаковича в блокадном Ленинграде, он мечтал с 2007 года.

Классический состав оркестра — сорок человек. Шостакович написал симфонию для 80. Когда Элиасбергу поручили ее исполнить, в оркестре было только 18 музыкантов. Кто-то воевал на фронте, кто-то погиб, кто-то просто не мог дойти. Собрать оркестр было подвигом. Воевавшие немцы вспоминали, как, услышав из блокадного города музыку, начали сомневаться в своей победе.

— Удивительно, что, имея такое имя, Элиасберг вообще выжил…

— В фильме мой герой признается, что просился на фронт, но в военкомате ему отказали, сославшись на то, что в Ленинграде он больше нужен, и добавили: с такой фамилией на фронт нельзя — свои же и пристрелят. Элиасберг наполовину немец, наполовину еврей. А Карлом его назвали в честь Карла Маркса. Как дирижер Элиасберг был абсолютным перфекционистом, требовательным к самому себе и другим. Исполнители, с которыми он работал, вспоминали, что он не признавал компромиссов, всегда добивался идеального звучания. Элиасберг сам расписывал партитуру, у него были специальные линейки, цветные карандаши. Он делал пометки на полях. Когда музыкантам раздавали ноты и кто-то из них спрашивал, как исполнять, он отвечал, что в партитуре все написано. Музыка была его космосом.

Репетиция оркестра. В роли дирижера — Алексей Гуськов. Фото: Лиана Мухамедзянова

Фильм начинается с того момента, когда Шостакович закончил партитуру и ее привозят в Ленинград. Для оркестра выделяют помещение, усиленные пайки. Самая невероятная сцена, произошедшая в реальной жизни, — о скрипачке, упавшей в обморок, и оркестре, продолжавшем играть, поскольку шла трансляция. В фильме прозвучит много музыки. Актеры и музыканты прошли все отрывки, которые исполнял вновь собранный оркестр Радиокомитета, — от «Эдмонда» Бетховена до «Седьмой симфонии» Шостаковича. Композитор Юрий Потеенко, работающий на проекте, внес в него темы классических произведений, некоторых других сочинений Шостаковича.

Елизавета Боярская и Алексей Гуськов на съемочной площадке. Фото: Лиана Мухамедзянова

Снимали в Петербурге. Около Казанского собора высадили блокадный огород. Артобстрелы снимали на улице, не в павильоне. В апреле в первый локдаун, когда город опустел, многое сняли под компьютерную графику, чтобы потом уже внедрить героев, благо новейшие технологии многое позволяют. Группа работала и в фортах Кронштадта, куда Элиасберг специально ездил послушать фронтовую бригаду, поскольку музыкантов не хватало. Но в оркестр брали не всех. Алексей Гуськов рассказывает, что в картине есть трагический эпизод, когда приходит пожилой музыкант, но Элиасбергу приходится ему отказать: для исполнения симфонии требуется мощь и сила, а он физически не выдержит напора Шостаковича.

Алексей Гуськов и Наталья Рогожкина на съемочной площадке. Фото: Лиана Мухамедзянова

Сейчас идет монтажно-тонировочный период. Картину завершат к лету. Сдав первый вариант монтажа, Александр Котт поехал в Пермский край снимать «Чука и Гека» по рассказу Аркадия Гайдара. Он, наверное, — самый продуктивный российский режиссер: не знает, что такое простой, и сам не может без работы. Отправился в Пермь и оператор Петр Духовской, с которым они дружны со времен ВГИКа и вместе работали на «Седьмой симфонии». А Алексей Гуськов в начале февраля полетит в Прагу, где по заказу Amazon Prime французская студия Gaumont начнет съемки остросюжетного шпионского сериала, действие которого происходит в середине 1960-х.

— Закрытые границы — это беда для международных проектов, — рассказывает Алексей Гуськов. — С трудом получил визу, пришлось собрать огромное количество документов. Не могу, к сожалению, пока ничего рассказывать, но это классная авантюрная история с замечательным европейским кастингом. Я с невероятным удовольствием прочитал сценарий, от которого невозможно было оторваться. С некоторыми актерами я уже работал во Франции, с другими буду рад познакомиться. И роль красивая. 6 февраля полечу в Прагу, где начнутся съемки. Европейские локации снимут в Чехии, а потом группа поедет в Марокко. Это мои первые зарубежные съемки после карантина.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28471 от 3 февраля 2021

Заголовок в газете: Актер Алексей Гуськов вновь дирижирует оркестром

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру