Скрытый в мастерской американского художника портрет оценили в полтора миллиона

Продажа 4-метровой картины должна спасти уникальный музей во Флориде

На лондонских торгах Christie’s будет выставлен портрет иранской династии Каджаров. Масштабное полотно размером 256 на 442 см, написанное по случаю празднования персидского Нового года (Новруза), оценено в 1-1,5 млн. фунтов. Сто лет картина хранилась в студии художника и коллекционера Фредерика Клэй Бартлетта (1873-1953) и никто не подозревал о его ценности, а теперь она продается за внушительную сумму.

Продажа 4-метровой картины должна спасти уникальный музей во Флориде
Фото: bonnethouse.org

Вырученные средства пойдут на восстановление его дома-музея, одного из самых уникальных мест Флориды.

Спустя 30 лет после смерти американского художника и коллекционера наследники Бартлеттов подарили часть картин Чикагскому институту искусств, а семейное поместье во Флориде было передано местному фонду по сохранению исторического наследия и превратилось в дом-музей. 

В 1895 этот участок размером 14,3 гектаров приобрел успешный юрист из Чикаго Хью Тейлор Берч, а позже, в 1919 году, он передал его дочери Хелен и ее мужу, художнику Фредерику Клэю Бартлетту, в качестве свадебного подарка. Фредерик, сын преуспевающего бизнесмена, изучавший искусство в Париже, превратил это место в сложносочиненной рай. 

На территории создано пять различных экосистем: пляж, песчаные дюны, мангровые заросли, пресноводные болота и морской лес. Поместье построенно по проекту художника в стиле народной карибской архитектуры. Здесь располагается несколько зданий: главный дом, художественная мастерская, музыкальная студия и гостевой дом. Причем раньше остальных строений, Бартлетт построил себе студию. А потолок гостиной главного дома он решил сделать из единого куска красного дерева, выброшенного на берег во время шторма. Когда наследники Бартлеттов передавали поместье в дар, оно было оценено в 35 миллионов долларов, что стало крупнейшим частным пожертвованием в истории штата. 

Ежегодно это необычное место привлекает тысячи туристов. Оно не раз становилось площадкой для съемок фильмом и сериалов, там устраивают юбилеи и свадьбы, и со временем поместье заметно обветшало. В 2008 года Национальный фонд сохранения исторического наследия Америки внес его в список уникальных исторических памятников, находящихся под угрозой исчезновения. Но долгие годы музейщики не могли найти средств на восстановление, поэтому сейчас принято решение выставить на продажу одну из картин. Суммы в £ 1-1,5 млн. как раз должно хватить на ремонт.

Фредерик Клэй Бартлетт прославился не только как оригинальный архитектор-самоучка, но и как страстный коллекционер. Он известен своим собранием французского импрессионизма и постимпрессионизма, в которое вошли работы Матисса, Дерена, Сезанна, Ван Гога и пр. Собственные картины он писал как раз в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Однако он собирал не только французскую живопись, но и искусство разных эпох и стилей, включая Возрождение и декоративное искусство. Масштабное полотно, выставленное теперь на торги, долгие годы украшало мастерскую художника.

– Работа висела в студии Бартлетта, которая теперь является частью музея. Сто лет никто не подозревал, что это такое, и, когда аукционный дом Christie’s провел оценку, музей был взволнован, узнав о важности картины и ее оценочной стоимости. Фредерик Бартлетт приобрел полотно в то время, когда каджарское искусство было недооцененным, – сказала «МК» глава департамента исламского и индийского искусства Christie’s Сара Пламбли.

В истории полотна много «возможно» и «предположительно». Автор картины точно не известен. Исследователи полагают, что работа была выполнена группой мастеров, которыми, очевидно, руководил придворный художник Абдаллах Хан. С 1810 по 1850 год этот персидский мастер возглавлял королевские мастерские в Тегеране. Помимо живописных портретов шаха и его родственников, он известен росписями дворца Нигаристан, где изображены 118 фигур в натуральную величину. 

На полотне, выставленном на Christie’s, можно насчитать 24 фигуры. Они написаны в три ряда – в соответствии с возрастом и статусом. Все персонажи в придворных платьях своей эпохи разных цветов – родственники иранского правителя Фетха Али-шаха (1722-1834), второго шаха династии Каджаров. Предположительно, работа выполнена в 1810-20 годах в честь празднования Нового года. Возможно, она была куплена Фредериком на аукционе в Нью-Йорке до 1920 года. И, должно быть, картина значила для него нечто особенное, раз он повесил ее в своей студии. Оценят ли современники вкус Фредерика Клэй Бартлетта, узнаем 1 апреля.