Вырученные средства пойдут на восстановление его дома-музея, одного из самых уникальных мест Флориды.
Спустя 30 лет после смерти американского художника и коллекционера наследники Бартлеттов подарили часть картин Чикагскому институту искусств, а семейное поместье во Флориде было передано местному фонду по сохранению исторического наследия и превратилось в дом-музей.
В 1895 этот участок размером 14,3 гектаров приобрел успешный юрист из Чикаго Хью Тейлор Берч, а позже, в 1919 году, он передал его дочери Хелен и ее мужу, художнику Фредерику Клэю Бартлетту, в качестве свадебного подарка. Фредерик, сын преуспевающего бизнесмена, изучавший искусство в Париже, превратил это место в сложносочиненной рай.
На территории создано пять различных экосистем: пляж, песчаные дюны, мангровые заросли, пресноводные болота и морской лес. Поместье построенно по проекту художника в стиле народной карибской архитектуры. Здесь располагается несколько зданий: главный дом, художественная мастерская, музыкальная студия и гостевой дом. Причем раньше остальных строений, Бартлетт построил себе студию. А потолок гостиной главного дома он решил сделать из единого куска красного дерева, выброшенного на берег во время шторма. Когда наследники Бартлеттов передавали поместье в дар, оно было оценено в 35 миллионов долларов, что стало крупнейшим частным пожертвованием в истории штата.
Ежегодно это необычное место привлекает тысячи туристов. Оно не раз становилось площадкой для съемок фильмом и сериалов, там устраивают юбилеи и свадьбы, и со временем поместье заметно обветшало. В 2008 года Национальный фонд сохранения исторического наследия Америки внес его в список уникальных исторических памятников, находящихся под угрозой исчезновения. Но долгие годы музейщики не могли найти средств на восстановление, поэтому сейчас принято решение выставить на продажу одну из картин. Суммы в £ 1-1,5 млн. как раз должно хватить на ремонт.
Фредерик Клэй Бартлетт прославился не только как оригинальный архитектор-самоучка, но и как страстный коллекционер. Он известен своим собранием французского импрессионизма и постимпрессионизма, в которое вошли работы Матисса, Дерена, Сезанна, Ван Гога и пр. Собственные картины он писал как раз в стиле импрессионизма и постимпрессионизма. Однако он собирал не только французскую живопись, но и искусство разных эпох и стилей, включая Возрождение и декоративное искусство. Масштабное полотно, выставленное теперь на торги, долгие годы украшало мастерскую художника.
– Работа висела в студии Бартлетта, которая теперь является частью музея. Сто лет никто не подозревал, что это такое, и, когда аукционный дом Christie’s провел оценку, музей был взволнован, узнав о важности картины и ее оценочной стоимости. Фредерик Бартлетт приобрел полотно в то время, когда каджарское искусство было недооцененным, – сказала «МК» глава департамента исламского и индийского искусства Christie’s Сара Пламбли.
В истории полотна много «возможно» и «предположительно». Автор картины точно не известен. Исследователи полагают, что работа была выполнена группой мастеров, которыми, очевидно, руководил придворный художник Абдаллах Хан. С 1810 по 1850 год этот персидский мастер возглавлял королевские мастерские в Тегеране. Помимо живописных портретов шаха и его родственников, он известен росписями дворца Нигаристан, где изображены 118 фигур в натуральную величину.
На полотне, выставленном на Christie’s, можно насчитать 24 фигуры. Они написаны в три ряда – в соответствии с возрастом и статусом. Все персонажи в придворных платьях своей эпохи разных цветов – родственники иранского правителя Фетха Али-шаха (1722-1834), второго шаха династии Каджаров. Предположительно, работа выполнена в 1810-20 годах в честь празднования Нового года. Возможно, она была куплена Фредериком на аукционе в Нью-Йорке до 1920 года. И, должно быть, картина значила для него нечто особенное, раз он повесил ее в своей студии. Оценят ли современники вкус Фредерика Клэй Бартлетта, узнаем 1 апреля.