Накануне юбилея режиссеру «Белорусского вокзала» пришлось постоять за свою картину

Андрею Смирнову исполнилось 80, но он еще на коне

Восемьдесят лет исполнилось 12 марта советскому и российскому режиссеру, сценаристу и актеру Андрею Смирнову. Его главной картиной по-прежнему остается «Белорусский вокзал», снятый в 1970 году. В отличие от многих других кинематографистов, которые считают себя заложниками одной роли или одного фильма, обеспечившими им успех, Смирнов жертвой себя не чувствует. Он умеет жить полной грудью, радоваться каждому дню и остается одним из немногих режиссеров, продолжающих успешно снимать в таком солидном возрасте.

Андрею Смирнову исполнилось 80, но он еще на коне

Накануне юбилея к Смирнову обратился с весьма сомнительным предложением Тигран Кеосаян, задумавший сделать нечто вроде ремейка «Белорусского вокзала» и героями, прошедшими Афганистан. Смирнов, как и следовало ожидать, разрешения на использования сюжета не дал. Поговорил так, что запомнится та беседа надолго. Он умеет быть резким и выдать правду-матку, когда другие молчат.

Родился Андрей Смирнов в Москве в 1941 году в семье писателя Сергея Смирнова, автора «Брестской крепости». Он окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился у Михаила Ромма. Многие удивляются, что всю жизнь он дружит со своим однокурсником Андреем Кончаловским. Они, к тому же, и тезки – оба Андреи Сергеевичи. Как снимет кто-то из них новый фильм, сразу же показывает другу. Кончаловский в числе первых посмотрел недавнего «Француза» Андрея Смирнова. А Смирнов – «Грех» и «Дорогих товарищей» Кончаловского. А свой первый фильм «Пядь земли» Смирнов снял совместно с Борисом Яшиным в 1964 году по одноименной повести Григория Бакланова.

В отличие от Кончаловского его режиссерская фильмография не такая обширная. Паузы между фильмами были огромными. До последней по времени картины «Француз» Смирнов «молчал» восемь лет. Все время были какие-то трудности – то идеологические, то финансовые. Его короткометражка 1967 года «Ангел» по рассказу Юрия Олеши оказалась «на полке», и только через 20 лет стала доступна зрителю. Цензоры усмотрели опасность в том, как молодой режиссер трактовал события Гражданской войны. Сама Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры, пообещала молодому режиссеру помочь в смене профессии. А ему казалось, что ударили камнем по голове.

Его картина «Осень» тоже считалась опасной, хотя рассказывала о любви мужчины и женщины, правда, с некоторыми нюансами, которые тоже не вписывались в нравственные ориентиры 1970-х. В 70-е вышла и его картина «Верой и правдой».

После огромной паузы Смирнов снял в 2011 году «Жила-была одна баба», над сценарием которой работал около десяти лет, а замыслу было и того больше - все-таки охвачены Первая мировая и Гражданская войны. Андрей Смирнов фактически спас молодую и талантливую актрису Дарью Екамасову, которая подумывала об уходе из профессии. А он взял и пригласи ее на главную роль. Так Дарья осталась в профессии. Был еще документальный проект «Свобода по-русски».

А в 2019-ом вышел «Француз». Он выдвинут на кинопремию «Ника», которую вручат 25 апреля. А снят он о французском студенте Пьере Дюране, приехавшем в 1957 году на стажировку в МГУ. Он разыскивает арестованного в 1930-е годы отца. Себя Смирнов считает младшим шестидесятником, и это очень важное обстоятельство для понимания его картины. Посвящена она памяти советского диссидента Александра Гинзбурга и его друзей, всем, «кто хотел жить не по лжи». Жена Андрея Смирнова – актриса и продюсер Елена Смирнова-Прудникова, снимавшаяся в фильмах «Два капитана», «Вариант Омега», стала продюсером «Француза». Год назад они вместе с Андреем Сергеевичем приезжали на Роттердамский кинофестиваль представлять картину и с такой радостью ходили на фестивальные показы, радовались каждому мгновенью.

Все знают, что зять Смирнова – Чубайс, а потому не могут понять, почему режиссер постоянно ищет деньги на кино и с большим трудом их находит. А у Смирнова действительно всякий раз беда. Когда приступал к съемкам «Француза» весной 2016-го, лопнул банк, где хранились собранные на фильм средства. Дело встало, потом группу собирали почти через год.

Как актер Андрей Смирнов был очень востребован. Он сыграл писателя Бунина в «Дневнике его жены» Алексея Учителя по сценарию своей дочери Авдотьи Смирновой, работал с Андреем Звягинцевым в «Елене». Согласился сниматься в картине молодого режиссера Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», сыграв представителя вымирающего бандитского класса. Работал у Владимира Бортко в «Идиоте», у Глеба Панфилова в сериале «В круге первом». Почти всегда его привлекает к работе дочь Авдотья Смирнова, а теперь и сын. Дети Смирнова активно работают в кино, участвуя в проектах друг друга самым неожиданным образом. 

Сын Смирнова – Алексей Смирнов – стал режиссером. Он дебютировал в кино сериалом «Садовое кольцо» и пригласил на небольшую роль сторожа на штрафстоянке отца. Но старшему Смирнову работа в фильме сына как манна небесная. До этого они вместе снимались в документальном проекте «Династия», посвященном 400-летию Дома Романовых, а потом сыграл в картине Авдотьи Смирновой «История одного назначения» поручика Колокольцева и его строгого отца.

В ближайшее время Авдотья Смирнова приступит к съемкам фильма «Плотник» о жизни людей с инвалидностью. Сценарий написала во время пандемии совместно с автором романа «Женщины Лазаря» Мариной Степновой. Их героями станут супруги Осиповы. Это обычная семья из Ульяновска. У них есть сын, и все было бы прекрасно, если бы он не заболел. Двигателем жизни в сложной ситуации станет глава семьи – провинциальный плотник. Так что Андрею Сергеевичу, наверняка, скоро предстоит поработать в этой картине. Смирновы друг друга никогда не забывают.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру