На анимационном фестивале в Суздале возникли противотечения из-за картины Хржановского

Вокруг фильма «Нос, или Заговор «не таких» разгорелись страсти

В Суздале завершился 26-й Открытый российский анимационный фестиваль. Как водится, приоритеты жюри не нашли понимания в профессиональной среде. Страсти закипели вокруг присуждения Гран-при полнометражной картине «Нос, или Заговор «не таких» классика отечественной анимации Андрея Хржановского. Сам он в Суздаль из-за пандемии не приехал.

Вокруг фильма «Нос, или Заговор «не таких» разгорелись страсти
«Ба». Кадр из фильма. Пресс-служба фестиваля.

«Стариков» вообще было мало. Только бесстрашный Юрий Норштейн каждое утро вставал на лыжи и отважно шел по кромке льда, схватившего реку Каменку. Дети, создававшие на фестивале свое кино, увековечили его в мультфильме, назвав Франкенштейном.

К картине «Нос, или Заговор «не таких», сделанной на стыке анимационного и документального кино, Хржановский шел сорок лет. Сделана она по «Носу» Гоголя и одноименной опере Шостаковича, который еще в 1969 году благословил молодого режиссера на создание мультфильма. А потом началась борьба с цензурой, поиски финансирования. Теперь все эти обстоятельства никого не интересуют, а протест вызывает тот факт, что главную награду получает полный метр, который в принципе не должен соревноваться с короткометражными работами. Вспышки гнева наверняка бы не было, если бы жюри коммерческой анимации, отсматривавшее полнометражные ленты, не отказалось присуждать им награду. Ситуация спорная. Кто-то считает, что жюри обязано наградить, раз приз имеется в регламенте, но как тогда поступиться художественными принципами, если представленная продукция посредственная. Зачем создавать иллюзию некоего достижения, если его нет, вешать медали на грудь? Контекст уйдет, а медалями будут греметь. Фильм Хржановского — авторский, никакого отношения к коммерческому сегменту не имеет. Вот его и наградило жюри авторской анимации, но и это выглядит странно, поскольку есть неясность в регламенте. А тут еще Юрий Норштейн со товарищи вручил Хржановскому премию «Прорыв». В общем, все остались при своем, а многие мультипликаторы убеждены: награждать надо короткометражную анимацию, которая вообще не может конкурировать с тяжеловесами. Только при чем тут Хржановский, сделавший кино длиною в жизнь? Его, кстати, высоко оценили на Роттердамском кинофестивале.

Основанный на детских воспоминаниях «Ба» Светланы Филипповой признан лучшим короткометражным фильмом, и в понимании коллег это и есть Гран-при. Он основан на детских воспоминаниях, но режиссер предупреждает: «Это не автобиографическая картина. В ней многое придумано. У бабушки трое детей. А дальше разбирайтесь сами». Грудастая, огромная, как гора, бабушка говорит неповторимым голосом Светланы Крючковой, а зрители не всегда могут разобраться в родственных связях. Изображение пульсирует, разрастается до огромных размеров и уменьшается, выбивая у чувствительных зрителей слезу.

«Сахарное шоу». Кадр из фильма. Пресс-служба фестиваля.

Лиана Макарян посвятила «Сахарное шоу» своему учителю, выдающемуся художнику анимации Владимиру Зуйкову, работавшему на картинах «Винни Пух» и «Фильм, фильм, фильм». В пандемию он сидел дома, никуда не выходил. Жена повезла его в больницу на прививку, он заразился и 25 февраля умер. Лиана сняла фильм, основанный на опыте общения с аморальным человеком, практически маньяком и пожирателем женщин, придумала необычных героев, которые всем запомнились.

«Голый». Кадр из фильма. Пресс-служба фестиваля.

Спецпризы получили Саша Свирский за участвовавшего в Берлинале и сделанного на грани безумной гениальности «Вадима на прогулке» и учившийся режиссуре игрового кино Кирилл Хачатуров за фильм «Голый». Последний уже победил в студенческом конкурсе на фестивале в Анси, а это анимационные Канны, и теперь многих шокировал отвратительно-притягательными героями. После аварии в секретной лаборатории Восточной Европы человек с грушевидной фигурой становится способен проникать сквозь стены. При этом он остается обнаженным. Только внешне опасный, а по сути миролюбивый персонаж становится противовесом марвеловским героям.

«10 000 безобразных пятен». Кадр из фильма. Пресс-служба фестиваля.

Приз критиков и кинопрессы «Слон» присужден работающему сейчас в Китае Дмитрию Геллеру за «10 000 безобразных пятен». В профессиональном рейтинговом голосовании он занял первую позицию и, значит, будет в следующем году президентом фестиваля. Но всего на год. Диплом в прикладной анимации за «Букет из салюта» не смог лично получить и Алексей Будовский, работающий в Эквадоре. Сразу несколько талантливых девочек обучаются в знаменитой эстонской киношколе, а в жюри дистанционно работал режиссер Прийт Тендер из Таллина. На фестивале представили программу патриархов рисованной эстонской анимации, в том числе и советского периода, которая никогда советской по сути не была. Жюри отметило дипломом за использование акварели по назначению студентку эстонской киношколы Марию Савельеву и ее фильм «Ты не Киви».

Чем прекрасно анимационное сообщество, так это демократизмом. В «услужении» у ведущих церемонии награждения находились барышни, выносившие призы и дипломы. Они тоже стали лауреатами «Суздальфеста». Их отметили за «Колыбельную» (режиссер Татьяна Чернилевская, сериал «Зебра в клеточку»), а французские коллеги прислали сертификат на поездку в Канны.

«Вадим на прогулке». Кадр из фильма. Пресс-служба фестиваля.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру