Выставку гравюр Дюрера в Историческом музее сопроводили звуками

"Вокруг слышится легкий шелест листьев"

Его называют «северным Леонардо». Альбрехт Дюрер — немецкий мастер, известный в первую очередь своими гравюрами, как и гениальный итальянец, был истинным человеком Возрождения: интересовался архитектурой, изучал математику, знал древние языки, писал стихи. Но в Историческом музее нам представлен именно классический Дюрер — здесь самые известные гравюры, включая цикл «Апокалипсис», который принес ему всеевропейскую славу. Выставка заявлена как главный проект юбилейного для Исторического музея года. 

"Вокруг слышится легкий шелест листьев"

Свое 150-летие ГИМ отмечает серией гостевых проектов, и этот — ключевой. Впервые шедевры из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии покинули Италию и приехали в далекую Россию. Причем из-за пандемии хранители коллекции не смогли отправиться вместе с гравюрами в путешествие, и это тоже вне привычной музейной практики. Впервые же все переговоры и обсуждение концепции проходили дистанционно из-за пандемии. А ведь речь о старинной графике — оттискам на бумаге более пятисот лет. Выставлять их нужно с осторожностью, при приглушенном свете, как и любую графику. В Россию из Италии привезли 146 листов и еще 13 из собрания ГИМ дополнили картину.

Каждый зал — как отдельное произведение. Под потолком первого нависает гигантская комета с гравюры «Меланхолия I», считавшаяся во времена художника дурным предвестником. Дополнительное напряжение создает еле слышный звук капающей воды. Впрочем, в содержании этого раздела нет ничего пугающего и напряженного — здесь вводная информация о крупнейшем художнике Северного Возрождения, его биография, виды родного города Нюрнберга, рыцарские доспехи, созданные там (Нюрнберг был одним из крупнейших центров по производству такого обмундирования), и другие предметы времени. Здесь же представлены оттиски на бумаге с гравюр Дюрера и их точные копии, сделанные другими мастерами. Это дает понять, насколько художник был популярен в свое время, иначе бы не стали подделывать. А еще становится ясно, что вопрос авторских прав в то время не стоял — можно было «слизать» чужую работу, поставить свои инициалы и продавать. И никаких проблем.

Однако другой зал выставки рассказывает легендарную историю, которая стала первым правовым прецедентом по вопросу авторского права. Здесь представлены подделки под Дюрера, сделанные в 1505–1506 годах Маркантонио Раймонди — известным гравером, работавшим с Рафаэлем. Увидев серию «Жизнь Марии», посредственно исполненную итальянским копиистом и подписанную инициалами АD, Дюрер пришел в ужас. Он отправился в Италию и потребовал справедливости в суде. В итоге немец не получил никакой компенсации, однако добился запрета на использование монограммы при последующем воспроизведении его работ. Однако уже существующие «пиратские» копии так и не были уничтожены, как желал Дюрер. Однако и это было много для того времени. 

«Жизнь Марии», дополненная более поздними оттисками с гравюр Дюрера из собрания Исторического музея, представлена на ярком синем фоне. Над графикой из стен выступает объемная волна, словно создавая визуальную вибрацию, и кажется, вокруг слышится легкий треск — еще одно яркое, но не волне идейно очевидное архитектурное решение на выставке. 

Соседний зал, где показаны эстампы, связанные с мифами и городскими легендами, оформлен не менее оригинально. Над головами зрителей нависают позолоченные ветки — валежник, который был неотъемлемой частью крестьянского быта. По задумке автора архитектуры выставки Агнии Стерлиговой, они символизируют хлопоты персонажей гравюр Дюрера. Миниатюрные гравюры выставлены на золотой и зеленой стенах, а вокруг слышится легкий шелест листьев…

 Следующие залы представляют самые известные серии Дюрера. Первая из них «Апокалипсис», созданная после первого путешествия по Италии: здесь в темноте мы оказываемся под лавиной из камней, которая, кажется, вот-вот упадет на тебя. Вторая — «Малые страсти», посвященные библейским сюжетам, — погружает в атмосферу леса. И, наконец, оказываемся в красном зале, где показана серия «Гравированные Страсти» — третий цикл Дюрера, посвященный искупительной жертве Христа. Над головой светятся красные нити, словно «решетка» лазерной сигнализации…

Выставка Дюрера — определено яркое и важное выставочное событие для Москвы. Перед нами истинные шедевры, которые сделали автора великим. Но чего не хватает проекту — так это более детального описания работ. Символизм и сюжет многих популярных во времена Дюрера религиозных сцен для современного зрителя требуют дополнительной расшифровки. Этот информационный пробел будто бы окупает богатая и насыщенная сценография выставки. Однако она скорее — некое самостоятельное произведение, которое придумывалось по мотивам искусства мастера Северного Возрождения, и, может, оттого не всегда попадает в тон работам. Впрочем, проверьте сами, Дюрер того стоит. Как написано в пояснительном тексте к одному из разделов: у каждого свой Дюрер.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру