В 1986 году, когда его фильм вышел на экраны, в кинотеатрах выстроились длинные очереди за билетами. Толпы людей стояли вдоль Садового кольца к ныне несуществующему кинотеатру «Форум». Так же зрители шли и на «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, отстаивая часы, чтобы попасть на сеанс.
Теперь сложно себе представить что-либо подобное, эти тысячи жаждущих увидеть документальное и игровое кино. Фильм «Легко ли быть молодым?» был просто ошеломляющим. У зрителей перехватывало дыхание от смелости режиссера. На экране были молодые люди, рассказывавшие сами о себе. Они что-то орали на рок-концерте, вызывали оторопь, удивляли, как патологоанатом с лицом, от которого веяло такой жизнью и здоровьем. Странно было видеть этого парня работником морга.
А потом вышла картина «Легко ли быть молодым. 10 лет спустя», которую сняли режиссер Антра Целинска и друзья Подниекса о том, что произошло с его героями спустя десятилетие. Патологоанатом добровольно ушел из жизни. Кто-то не захотел больше появляться на экране, стыдился себя прежнего. Те, в ком было столько нерва и вызова, превратились в самых обыденных людей. Любопытно, что в 1999 году на одном из федеральных каналов послесловие к фильму Подниекса предварял диалог о времени и о себе, который вели Сергей Михалков и Илья Лагутенко ("Мумий Тролль").
Перед премьерой «Обнаженности» Олеся Фокина говорила о том, что снимал Подниекс кино о том, как гибнет страна. Он ее проехал основательно, работал в горячих точках. В январе 1991 года во время столкновений в Риге погибли два оператора Юриса. Оба – выпускник ВГИКа. Андрису Слапиньшу был 41 год, а Гвидо Звайгзне - 32 года. Подниекс, по словам Олеси Фокиной, успел снять, как в них стреляли. А через год он сам погиб в 41 год. Утонул в озере, погружаясь в акваланге. Всплыл, по свидетельству сына, без маски и опять ушел ко дну. Он «просто пропал в одном из озер, из которого почему-то не выплыл», - сказала Олеся. Тело Юриса нашли спустя неделю. Вопросов возникло много, но уголовное дело возбуждено не было. Через семь лет документы, связанные с обследованием места трагедии, исчезли.
Работа над фильмом «Обнаженность» продолжалась два года. «Если бы не Юрис, я бы никогда не стала снимать кино. Так бы и работала на телевидении, - рассказывает Олеся Фокина. - Я ездила к нему в Ригу снимать о том, как проходят съемки фильма «Легко ли быть молодым?». Посмотрела его склейку и решила уйти с телевидения и пойти в документальное кино, поступила на Высшие режиссерские курсы. Он мне подарил копченую курицу после моих слов о том, что я никогда ее не пробовала. Хорошо помню, как морозным днем перед католическим Рождеством он, провожая меня, достал из-за пазухи букет ландышей и подарил книгу со словами: «Читай! Больше тебе ничего не будет нужно».
Вечер начался с минутной хроники с Певческого поля, где в Латвии проводили массовые праздники песни и танца. На несколько мгновений на экране появляется Юрис Подниекс, и у нас была возможность вспомнить, каким он был. «Снимая эту картину, я навестила свою юность, хотела понять нынешних молодых людей», - говорит Олеся Фокина.
Один из героев - бывший курсант Военно-космической академии Санкт-Петербурга Вадим Осипов. Мы видим его в зале суда. В 2017 году Вадим записал в дневнике, попавшем в руки его преподавателя, план поджога академии и расстрела ее слушателей. На суде он заявил, что это была шутка. Единственным человеком, проявившим к нему сочувствие, оказалась девушка, передавшая игрушку, которую подсудимому не позволили принять. Да еще Олеся Фокина, поговорившая с ним как чуткая мать во время перерыва судебного заседания. Вадим тогда рассказал, что матери своей почти не знал, не успел с ней толком познакомиться. Она родила его в 14 лет, а в 27 умерла. Военный суд освободил Вадима от уголовного наказания и направил на принудительное лечение. Кто теперь помнит тот процесс? Все так быстро забывается в потоке новостей.
Другая героиня «Обнаженности» Ирина Летягина занимается экологическими проектами. Свою любовь она нашла в Швеции. Юрист по образованию, Ирина оставила неинтересную работу, занялась спасением планеты, побывала в Испании и Бразилии, жила в Швеции и небольшом российском городке. Всюду занималась проблемой уборки мусора, вовлекала в ликвидацию свалок местных жителей. Своего отца она не знала до 24 лет. Он не жил в семье, не давал о себе знать. Ирина нашла его, просто пришла к тому часу, когда заканчивалась его рабочая смена, чтобы поговорить. Отец принес ей мешок яблок. Больше они не виделись.
Есть среди героев пасечник в 6-м поколении. Кто-то строит лодку и на ней путешествует, и это становится образом жизни. Почти все герои фильма - творческие люди, даже если занимаются, казалось бы, далекими от искусства вещами. Есть и большая семья профессиональных музыкантов. У Михайловых - семеро взрослых детей, и все они связаны с музыкой.
Представлять «Обнаженность» пришли Дарья Михайлова, литературный редактор Большого театра, и ее брат-музыкант. Как скажет сын Олеси Фокиной, тоже ставший героем картины, показано, может быть, рафинированное молодое поколение. И он прав. Это избранный круг, и очень вдохновляющий. В какой-то степени, это то, каким сама Олеся Фокина представляет себе молодое поколение.