К Дню Победы в Театре Наций поставили спектакль «Моими глазами»

Семь машин для ветеранов – больше не понадобилось

Накануне Дня Победы в Театре Наций состоялась премьера камерного спектакля «Моими глазами». Автором литературной композиции и режиссёром стал Дмитрий Сердюк, сумевший найти особенную интонацию в рассказе о войне, про которую мы, казалось бы,  все знаем.  

Семь машин для ветеранов – больше не понадобилось
Сцена из спектакля. Фото - Театр Наций/ Ира Полярная

Он уже поставил в Театре Наций три спектакля: «Ахматова. Свидетель», «Бродский. Лица необщим выраженьем», «Тургенев. Метафизика любви», как актер занят в спектаклях «Иванов» и «Сказки Пушкина». И вот теперь прозвучали небанальные монологи о Великой Отечественной войне самых разных людей, таких как мы.  

Актеры сидят перед зрителями. На сцене нет ничего кроме стульев и экрана. Каждый из героев поочередно произносит монолог. Остальные слушают. Самым потрясающим было наблюдать за реакцией на происходящее Натальи Теняковой. Как она реагировала на рассказ глухонемой девушки в исполнении Дарьи Наумовой, сопровождавшей свой монолог языком рук. В самом углу сцены расположился небольшой оркестр. Певица Анна Шавердьян исполнила «Синенький скромный платочек». А на экране в это время выступала перед бойцами Клавдия Шульженко. Если она приехала, значит – завтра в атаку. Ее выступление было как благословение. 

Мария Смольникова в роли Ольги Лепешинской. Фото - Театр Наций/ Ира Полярная

На экране появляется и уже немолодая Ольга Лепешинская,  легендарная балерина Большого театра. Вместе с Иваном Козловским они написали письмо с просьбой  отправить их на войну. Она так и говорит: не на фронт, а именно на войну.  Козловский сумел передать его Сталину. И вот они поехали, почти четыре года выступали на передовой, доехали до разрушенной Европы. Козловский пел с грузовика, а она разбила в прах больше десятка пуантов. Иногда они становились черными, утопали в темной жиже, потому как выступать приходилось в самых невероятных условиях. От лица Лепешинской в спектакле говорит одна из самых талантливых актрис нашего времени Мария Смольникова. Она сумела так точно и  трогательно воспроизвести интонации Лепешинской. 

Слово взял и маленький еврейский мальчик из молдавского города Бельцы, которому в пятилетнем возрасте отец подарил скрипку. Его роль исполнил молодой актер Дмитрий Симонов. Подростком его реальный герой погибнет, исполнив немцам на скрипке совсем не то, что они от него ждали, погибнет, как и его родители, которых убили на его глазах. Никита Кологривый очень эмоционально расскажет о детях, которым сшили из сатиновых трусов отца нарядную одежду, чтобы сфотографироваться и отправить снимок на фронт. Только он уже никогда не увидит этой фотографии. Монолог героя совсем короткий, но и этого оказалось достаточно, чтобы прочувствовать всю боль войны.

Наталья Тенякова заговорит от лица матери писателя Василия Гроссмана, которой он до конца жизни писал письма, хотя ее уже не было на свете. Актриса зачитает письмо матери из гетто буднично и смиренно. Видеть Тенякову -  настоящее счастье, слышать ее неповторимый голос, который узнаешь в миллионе других голосов. Ей достаточно молча сидеть на сцене и наблюдать за происходящем, и в этом уже так много боли и эмоций. 

Авангард Леонтьев выступит от собственного имени. Родители назвали его так необычно в честь погибшего на войне брата. Актер вспомнит, как однажды ему Андрей Мягков сказал: если бы твоего брата не убили, то тебя бы  не было. Не сразу  понятны были эти слова, и только со временем их смысл стал очевиден. Для этого надо вспомнить, как тогда жили люди, могли ли прокормить детей.

Сати Спивакова рассказала историю одной супружеской пары из блокадного Ленинграда, спасении ими книг. Уже не было сил самим передвигаться, а они шли через город, а потом везли на санках томики Достоевского. 

Юрий Нифонтов - Мальчик Витя. Фото - Театр Наций/ Ира Полярная

Юрий Нифонтов выступал от лица мальчика Вити, отец которого сгорел от непосильной работы на оборонном заводе. А ребенок 12-ти лет пошел  после этого проситься  на работу, чтобы заменить отца. А потом актер произнес монолог от лица хирурга, отказавшегося сотрудничать с немцами. 

Дмитрий Сердюк сумел избежать общих фраз, уходящих, словно в песок, просто потому, что мы многое знаем о войне, а для кого-то она такая же далекая, как Куликовская битва. То, что мы слышим со сцены - живая материя, удивительные  судьбы конкретных людей. Работая над спектаклем, режиссер не только изучал архивы, но нашел яркие человеческие истории, такие неожиданные, трогательные и трагичные. Помимо хроники военных лет в спектакле использованы работы театра песочного искусства «Пески времени», графика художника-фронтовика Евгения Расторгуева, напоминающая детские рисунки. 

Ветеранов осталось совсем мало. 7 мая в Доме кино решили собрать кинематографистов, прошедших войну. Оказалось, что семеро из них прийти уже не смогут. Для других семерых заказано семь машин. Самому старшему из них – артисту Николаю Лебедеву – в декабре исполнится 100 лет. Он приедет на праздничный концерт.  

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру