В Третьяковке приземлилась «гравицапа»

Уникальные конструкции пионера кинетического искусства Вячеслава Колейчука поселились в музее

Многие знают Вячеслава Колейчука как создателя уникальных свето-звуковых объектов и «гравицапы» для фильма «Кин-дза-дза!». Но эта работа — лишь эпизод в насыщенной творческой биографии художника. Создатель парящих и движущихся арт-конструкций вошел в историю как один из пионеров кинетического искусства в России. И теперь его имя официально вписано в летопись: более 150 работ Колейчука вошли в постоянную экспозицию искусства ХХ–ХХI веков Третьяковской галереи.

Уникальные конструкции пионера кинетического искусства Вячеслава Колейчука поселились в музее

Четвертый этаж Новой Третьяковки рассказывает нам новую и новейшую историю искусства, и теперь она дополнена работами Вячеслава Колейчука, которому в этом году исполнилось бы 80 лет (художника не стало 3 года назад). Его искусство стало красной линией повествования — работы находятся в разных залах и вступают в диалог с другими авторами: от Татлина и Малевича до Кабакова и Чуйкова.

«Живая линия» (такое название получил проект) тянется из зала, где представлен Летатлин — знаменитый летательный аппарат, собственноручно построенный Татлиным. Здесь же — реконструкция выставки ОБМОХУ (Объединение молодых художников), которая состоялась в Москве ровно сто лет назад и стала предвестником кинетического искусства в России. Конструктивистские объекты, созданные в начале ХХ века Родченко, Иогансоном, Медуницким и братьями Стенбергами, в начале нашего столетия были воссозданы Вячеславом Колейчуком — не только художником, но исследователем, автором ряда статей об истории русского конструктивизма.

Глядя на объекты, легко почувствовать связь между художниками прошлого и нашим современником, заглянувшим дальше своих предшественников. Неслучайно здесь разместили стереофотографию Башни Татлина. В 1993 году Колейчук создал это изображение 3D: его можно рассматривать через специальные очки или просто двигаться на месте, и картинка будет меняться. Подобные стереоработы можно найти и в следующих залах, но уже без фотографии-основы. Колейчук выцарапывал на металле слова и образы, да так, чтобы они имели эффект ЗD. Впрочем, все работы этого мастера кажутся воплощенной научной фантастикой.

Колейчук начинал в 1960-х, когда люди снова заболели космосом и верили в грядущий научный прорыв. Художник не ждал его на обочине, а творил сам. Он исследовал проблемы формообразования и преодолевал материал. Так, в 26 лет он построил 13-метровый вращающийся и звучащий «Атом», который был установлен в 1967 году перед зданием Института атомной энергии им. И.В.Курчатова. Большую сферу из металлических трубок, движущуюся благодаря ветру, несколько лет назад вновь построили рядом с музеем «Гараж». В Третьяковке же можно найти кинетические работы поменьше, которые, однако, не меньше завораживают. Например, серию, где ткань плетется из света. Перед нами — крутящиеся металлические диски с выцарапанным узором. Они сконструированы так, чтобы создавать световую «тень» на стене. Орнамент движется, меняется, словно танцует. Эта технопоэзия сродни вальсу снежинок за окном и обладает не менее медитативным эффектом. На одной из таких платформ установлен граненый стакан, который крутится и отражается на стене световой метафорой.

Каждая работа Колейчука в Третьяковке — это маленькое откровение, во многом благодаря таким перекличкам. Работы из металлических балок, напоминающие одновременно китайские иероглифы и строительные конструкции, подвешены под потолком в зале индустриального искусства. Пространственные объекты из тонких линий соседствуют с картинами Малевича, а изогнутые зеркальные сферы — с живописью Родченко, наполненные той же геометрией.

Финальный зал (38-й) целиком отдан произведениям Вячеслава Колейчука. Кажется, что ты оказываешься в лаборатории, где создаются декорации для фильма «Кин-дза-дза!». Или просто будущего.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру