Память о создании Интернета могут продать за $50 миллионов

Исходный код Всемирной паутины в формате NFT выставили на торги

«Это изменило все» — так пафосно назван специальный аукцион, на котором в ближайшие две недели будет продан исходный код для WWW (в формате NFT). Этот файл, написанный в 1990–1991 гг. британским ученым и программистом сэром Тимоти Бернерс-Ли, разделил историю человечества на «до» и «после», ведь с него начался Интернет. Торги за лот стартуют с $1000, однако эксперты уверены, что цена молотка может достигнуть головокружительных сумм в $30–50 миллионов. В чем ценность токен-экспоната: что получит победитель аукциона, ведь файл и так свободно гуляет по Сети? И вообще — как рост моды на NFT меняет арт-рынок: могут ли токены заменить физические предметы коллекционирования? 

Исходный код Всемирной паутины в формате NFT выставили на торги

Еще недавно только программисты знали, что такое формат невзаимозаменяемого токена (NFT), теперь же о нем кричат на каждом углу. Последние несколько месяцев сенсации на арт-рынке связаны исключительно с NFT-произведениями. Самая громкая случилась в марте, когда на аукционе Christie's была продана электронная картина «Everydays — The First 5000 Days» («Каждый день — первые 5000 дней») современного художника Beeple. После этого о малоизвестном авторе заговорили на весь мир — он вошел в тройку самых дорогих из ныне живущих художников. 

Всего за считаные дни до триумфа Beeple американский диджей 3LAU стал первым в мире музыкантом, который продал свой альбом в формате невзаимозаменяемых токенов — внимание! — за $11,6 млн. Вслед за первопроходцами все подряд бросились продавать произведения, записанные в виде NFT. Российская панк-группа Pussy Riot, кстати, тоже выставила несколько NFT своего нового клипа на песню «Паническая атака» и продала почти на $40 тысяч все. А через месяц Толоконника прикупила токен для своей коллекции — NFT-ролик «Каша из топора» у рэпера Хаски обошелся ей в $2,74 тыс. 

30 июня неизбежно случится еще одна громкая сенсация: за лот с исходным кодом для WWW и авторскую подпись его автора сэра Тимоти Бернерс-Ли, очевидно, будут бороться. «Думаю, цена молотка может достигнуть 30–50 млн долларов», — считает эксперт арт-рынка, специалист аукциона ArtSale.info Владимир Богданов. 

Что, собственно, выставлено на торги, которые обещают войти в историю? 

Предложенный на продажу NFT состоит из четырех элементов. Во-первых, и это основное, выставлен оригинальный набор файлов с исходными текстами кода размером 9555 строк, содержащих реализацию языков и протоколов, придуманных сэром Тимоти: HTML, HTTP и URI, а также исходные документы HTML, которые инструктировали первых пользователей Интернета о том, как его использовать. Во-вторых, вместе с файлом будет продана его анимированная визуализация — продолжительностью 30 минут 25 секунд. А в качестве вишенки на торте к лоту прилагается письмо сэра Тимоти, в котором он рассказывает о коде и работе над ним. А также цифровой «плакат» с полным кодом, созданный разработчиком Интернета, с его физической подписью.

Так что при желании собиратель, который купит исходный код WWW, сможет выставлять его и в физическом виде. Например, можно зациклить на экране визуализацию написания файла и наблюдать за появлением на черном экране белых символов, цифр и букв. Или распечатать цифровой плакат и повесить над рабочим столом. Для тех, кто разбирается, это все равно что смотреть за зарождением жизни, только жизнь эта — виртуальная. Или любоваться на «Рождение Венеры» Боттичелли. 

— Ценность этого файла в основном музейная. Версии того же самого первого веб-браузера гуляют по Сети. Собрать и запустить эту штуку на современных системах непросто, — говорит «МК» программист Антон Коваленко. — Тут все дело в чувстве гордости: типа я владею уникальным черновиком первого варианта «Евгения Онегина»! В этом есть историческая и сентиментальная ценность, подобно книге с автографом автора.

— Не приведет ли мода на NFT к тому, что вместо того же «Онегина» с авторской подписью будут коллекционировать его токен?

— Тут важно, чтобы автор сам подписал свою работу электронно (и это было бы общеизвестно). Поэтому старые артефакты останутся, скорее всего, как есть, в физическом виде, а вот для новых произведений вполне может и такое быть — в формате NFT. Вообще, в области финансирования авторов постоянно идут какие-то спонтанные эксперименты: кто-то краудфандит на старте, кто-то раздает черновики спонсорам (чтоб окупить/довести издание до конца), БГ вот раздает альбомы благотворителям по принципу «скачать за донат» (но он и краудфандить первый начал вроде). То есть не факт, что эта мода на токены — надолго.

Так способно ли токенизированное искусство потеснить продажи традиционного визуального искусства? Не будут ли в скором будущем коллекционировать вместо реальных картин, книг и скульптур их цифровые версии? Об этом мы спросили у эксперта антикварного рынка Владимира Богданова. 

— Давайте на примерах. Допустим, ко мне на аукцион приходит бойкий продавец и говорит: «У меня есть картина Дмитрия Краснопевцева. Хочу ее оцифровать, выпустить NFT-токен, а оригинал уничтожить. А ты продай мой токен (считай — цифровой сертификат на файл) за 5 млн рублей». Что вы ему ответите? «Варвар, ты что творишь?! Неси картину живьем!» Или другая ситуация. Приходит к вам продавец и говорит: «Есть картина. Автор — Вася Пупкин. Выставок не было, аукционных продаж тоже. Но зато она оформлена в крутой NFT-токен. Давай продадим за 20 000 рублей!» Тут тоже все ясно: «Спасибо, не надо». Картины покупают в первую очередь не ради связанных с ними коммерческих прав, а ради интеллектуального удовольствия. Или с инвестиционными целями. Или ради и того и другого. И в любом случае не обойтись без оригинала — на холсте, маслом, в раме, на стене, под правильным светом.

Токенизация — это отдельная история. Думаю, что NFT будут полезны для монетизации художественных акций, перформансов, документации каких-то событий, связанных с искусством. И хорошо подойдет для продажи искусства (например, видео или 3D), которое изначально было создано в цифровом формате. Или для фиксации истории неотвратимо разрушающихся объектов. Да, сегодня NFT на волне. И кажется, что токенизация скоро все заполонит. Но театр не исчез с появлением телевидения. Продажи физического искусства и виртуальных сертификатов будут сосуществовать, а не агрессивно конкурировать. Главное, чтобы случаи злонамеренного уничтожения оригиналов ради повышения стоимости их токенов не вошли в моду. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28560 от 17 июня 2021

Заголовок в газете: Токены заменят «реальное» искусство?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру