Иркутский дом Гайдая стал прибежищем собак и местом забвения

Перед столетием режиссера проблема создания там музея так и не решена

30 января 2023 года исполнится 100 лет со дня рождения Леонида Гайдая — знаменитого комедиографа, снявшего фильмы «Бриллиантовая рука», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «12 стульев». Не так много времени остается до юбилея, а проблема с организацией музея в доме, где режиссер провел детские и юношеские годы, так и остается. Выглядит он неприглядно. На заборе — рваный плакат, рядом прижилась стая бездомных собак.

Перед столетием режиссера проблема создания там музея так и не решена
Дом Гайдая в Иркутске

Леонид Иович Гайдай родился в Свободном Амурской области, куда постоянно наведываются кинематографисты, приезжая на фестиваль «Амурская осень». Там они заложили памятный камень. Из Свободного семья будущего режиссера перебралась в Иркутск, поселилась в доме на улице Касьянова, 35. В Иркутске Гайдай ходил в школу и окончил ее за день до начала Великой Отечественной войны. Не сразу попал на фронт — не брали, а оказавшись там, получил ранение и в 1943 году вернулся домой, устроился осветителем в Театр сатиры, эвакуированный в Иркутск. Из дома на улице Касьянова Гайдай уехал в 1949 году в Москву поступать во ВГИК. Этот колоритный уголок старого Иркутска с одноэтажными строениями, почти сельской дорогой, круто уходящей вниз, по которой то и дело снуют кошки и собаки, называют Глазковским предместьем. Но новостройки подступают все ближе, того гляди исчезнет с лица земли заповедное место.

За две недели до приезда в Иркутск киноделегации во главе с директором Гильдии кинорежиссеров Игорем Степановым умер племянник Гайдая Константин Иванович. Он жил в доме Гайдая, не имея доли в наследстве. А долей — 16. Принадлежат они племянникам режиссера. Вдова Гайдая Нина Гребешкова предусмотрительно отказалась от своей части наследства в пользу все еще призрачного музея. Предметы обстановки, личные вещи, принадлежавшие семье режиссера, хранятся в музее истории Иркутска, а сам дом включен в единый реестр объектов культурного наследия. Но вот организовать в нем музей пока не удается. Не все родственники к этому готовы.

У иркутского дома Гайдая нашли пристанище собаки

Московские кинематографисты оказались на улице Касьянова спонтанно, сразу после презентации онлайн-музея в местной организации Союза кинематографистов. Это первый в стране музей Леонида Гайдая, пусть и виртуальный, своего рода игра, занятно придуманная с использованием мультипликации. Для ее создания сначала хотели пригласить художников и аниматоров со стороны, но в итоге нашли своего дизайнера Тимофея Махнева. Ответив на вопросы Гайдай-теста (можно и методом тыка, если совсем ничего не знаешь), получаешь доступ к новым сериям Гайдай-сериала. Инициатором создания виртуального музея стал иркутский продюсер и режиссер Юрий Яшников, сам снимающий комедии и активно выступающий за обустройства «живого» музея Гайдая на улице Касьянова.

Режиссер Юрий Яшников и автор фильма о Гайдае Александр Казакевич

Из-за высокого забора не сразу увидишь мемориальную табличку, напоминающую о том, что в доме жил Леонид Гайдай. Одно время там жили гастарбайтеры, понятия не имевшие, в каком месте живут. И теперь на стук в ворота вышел сторож, знакомый с именем Гайдая. Говорят, приемная дочь режиссера не жалует незваных гостей, редко позволяет войти во двор. В этот раз повезло. Кинематографисты постояли у порога, положили гвоздики. А Гайдай в очередной раз послал им свой привет. Невероятно, но документалист Екатерина Головня в первый же день пребывания в Иркутске получила травму, вынуждена была ходить с забинтованной рукой, почти как как Юрий Никулин в «Бриллиантовой руке». Панике она не поддавалась, мужественно принимала участие во всех мероприятиях, оценила знак свыше.

Мемориальная табличка едва видна из-за забора

Когда к дому Гайдая вызвали такси, водитель уже на месте обнаружил спицу в колесе. Откуда она взялась — непонятно, но торчала, как стрела, не давая возможности уехать. Пришлось ее долго вытаскивать, и выглядело это как в комедии Гайдая. Не хватало разве что Шурика.

Еще одно забавное совпадение — в составе московской делегации были представители фонда Розы Люксембург, активно поддерживающие инициативы кинематографистов. А жена Гайдая Нина Гребешкова в фильме «Ленин. Страницы жизни» сыграла Клару Цеткин — боевую подругу основательницы компартии Германии. Еще один фокус в духе Гайдая, который не только в кино, но и в жизни подкидывает самые удивительные истории. Леонид Иович их просто фонтанировал. Когда отмечали 90-летие Гайдая, Дмитрий Харатьян вспомнил, как Гайдай не взял Милу Йовович в свою последнюю картину. Он снимал в США «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди», и нужна была американская актриса. На пробы пришли Келли Макгрилл, которая в итоге и сыграла, и Мила Йовович. Вот ее-то Гайдай даже не стал смотреть. Услышав фамилию молодой актрисы, он сказал: «Два Иовича в одном фильме — это уже перебор».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28574 от 7 июля 2021

Заголовок в газете: Гайдай ушел в онлайн

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру