Сестра Раймонда Паулса представила оригинальные гобелены в «Царицыно»

QR-контроль вывел художников в парк

7 июля несколько музеев объявили себя зоной, свободной от COVID. Теперь в выставочные помещения усадьбы Кусково, заповедника «Царицыно» и Музея космонавтики на ВДНХ можно попасть только с QR-кодом или отрицательным ПЦР-тестом, действительным не более 72 часов. В тот же день в музее-заповеднике «Царицыно» представили главный проект года — выставку четвертой Триеннале текстильного искусства и современного гобелена, которую можно будет увидеть здесь аж до марта следующего года. Корреспондент «МК» отправился на премьеру и узнал, как работает нововведение и сколько посетителей решились пройти QR-контроль.

QR-контроль вывел художников в парк

В парке музея-заповедника «Царицыно» люди загорают на травке, гуляют по тропинкам, фотографируют уточек и прямо под открытым небом наблюдают инсталляции и арт-объекты, участвующие в Триеннале текстильного искусства и современного гобелена. На улице разместилось 12 работ. Среди них в проеме павильона «Милавида», например, весьма актуальная инсталляция художницы Александры Островской «Точка сборки». В работе отобразились не только музы, украшающие арку и купол постройки рубежа XVIII–XIX веков, но и QR-коды. На гобеленах вытканы QR-коды, которые трансформируются в интересные узоры, рядом с ними небольшие квадратные рельефы с образами муз, украшающих парковый павильон, а на других полотнах портреты античных дев уже изображены в полный рост.

Другие оригинальные текстильные инсталляции можно обнаружить в самых разных и неожиданных частях парка. В павильоне «Нерастанкино» живут «Призраки прошлого» художницы Ирины Яблочкиной: на полупрозрачном гобелене изображен чарующий образ печальной девушки, украшенный маленькими фото людей, которые отдыхали здесь в позапрошлом веке. Недалеко мост на глухой дорожке с двусторонними гобеленами-пейзажами (от загадочных ночных до лучезарных утренних) Марии Бондаренко. Близ Большой поляны в кустах можно обнаружить «Танец» Матисса, сотканный Екатериной Невейницыной из пакетов на металлической сетке. А на возвышении близ Оранжерейного моста — скульптура человека на огромном стуле, который запустил руки в шар, который одновременно символизирует Вселенную и теорию ее строения (теорию струн), процесс творения и Интернет. Авторы работы Алла и Павел Елфимовы констатируют факт: «Всемирная сеть Интернет, с одной стороны, дает безграничные возможности, с другой — является инструментом для подавления». Так и с QR-кодами, которые теперь нужны, чтобы попасть в музейные залы и увидеть основную выставку триеннале.

Вообще за время пандемии в музейных залах сильно упала посещаемость, зато в парке народу прибавилось. Так что команда «Царицыно» теперь делает ставку на уличное искусство, и правильно. Что касается QR-контроля, то гендиректор «Царицыно» Елизавета Фокина, похоже, сработала на опережение. Очевидно, в ближайшее время такую систему введут во всех учреждениях культуры, и к тому моменту музей-заповедник уже отработает новые правила на практике. Очевидно и то, что посещаемость музейных залов не вернется на круги своя, а жаль: выставка триеннале стоит того, чтобы ее увидеть. С искусством, как точно подметила Александра Островская, важен живой контакт, тут без физической «точки сборки» не обойтись.

Выставка начинается с современных гобеленов в парадных залах Большого дворца и Хлебного дома. Впрочем, многие из них современные только в том смысле, что созданы в последние два года. По технике ткачества и сюжетам они вполне традиционные, что, видимо, говорит о том, насколько сильна академическая школа декоративного искусства в нашей стране. Впрочем, попадаются и оригинальные вещи. Среди них наполовину виртуальная, наполовину реальная работа Платона Инфанте. Перед нами нити, хаотично пересекающиеся в пространстве, а за ними экран, где между такими же, но уже виртуальными нитями вниз падают фигуры из тетриса. Или вот еще одна работа — «Источник» Аллы Елфимовой: из полуабстрактного пейзажного гобелена тянутся красные нити к зеркальному черному полу, в котором отражается работа. Получается любопытная игра с перспективой и пространством. Один из залов (№4) отделан зеркалами, и полупрозрачные гобелены разных художников здесь превращают ткани в бесконечные коридоры-сети — еще одна метафора, связанная с виртуальным миром. Собственно, зал так и называется — «Виртуальное пространство».

Но лучшая часть выставки — историческая. Здесь представлены работы Эдит Паулс-Вигнер, легендарной художницы по текстилю из Латвии, сестры композитора Раймонда Паулса. Ее пространственные и масштабные гобелены произвели революцию в декоративном искусстве еще в 1970–1980-х годах, сегодня в Строгановке о ней рассказывают студентам с придыханием. Работы 82-летней художницы и сегодня смотрятся современно. Но помимо них есть на триеннале и свежие работы Эдит — менее масштабные, но не менее оригинальные и утонченные. Перед нами несколько десятков граалей разных форм и цветов, созданных из бисера и стекляруса (серия называется «Вкус вина»), а еще разнообразные головные уборы — оригинальное и современное прочтение традиции.

Следы триеннале можно найти в самых разных пространствах. В атриуме, например, висит инсталляция «Музыка дождя» Виктора Пащенко. Гобелен соткан из всего — от детских игрушек до пластиковых вилок, и под дуновением вентилятора он звучит. А в одном из полуподвальных залов представлены искусные «вышивки» на проволочной сетке художницы из Финляндии Миннамарины Тамми, созданные из скрученных газет. Все эти работы важно рассматривать в деталях, «живьем».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28576 от 9 июля 2021

Заголовок в газете: QR-контроль вывел художников в парк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру