Не только «Новая Москва»: в Третьяковке покажут разного Юрия Пименова

«Он очень тонко чувствовал время»

В Новой Третьяковке открылась ретроспектива Юрия Пименова, любимого публикой за легкие, прозрачные и романтические сюжеты, самый известный из которых — картина «Новая Москва». На выставке представят 170 экспонатов, среди которых 85 живописных работ, 73 листа графики и 8 воспроизведений на металле несохранившихся работ. Проект заново открывает классика, чье имя гремело с 1920-х.

«Он очень тонко чувствовал время»

«Пименов очень тонко чувствовал время», — заметила директор Третьяковкой галереи Зельфира Трегулова, и с ней сложно не согласиться. Выставка начинается с ранних авангардных работ. Среди них и полотно «Даешь тяжелую индустрию!», которое было представлено в 1928 году на Венецианской биеннале. На первом плане — главная тема начала советских лет, прославление труда, но за ней чувствуется глубина и творческий эксперимент. Художник в поиске: нижний левый угол полотна — чистая абстракция, в стиле Ротко, верхний правый — с намеком на сюрреализм, просвет в центре напоминает о конструктивизме... Автору в тот момент 23 года, и к нему приходит первый успех.

В том же разделе картина «Футбол», на которой изображены три игрока, оторвавшиеся от земли в погоне за мячом. Подобные сюжеты есть и у Александра Дейнеки, соратника Пименова по арт-объединению ОСТ (Общество художников-станковистов). Пименов вышел из творческого союза еще до его официального закрытия в 1931 году и вскоре кардинально изменил стиль. В 1932-м, через полгода после женитьбы на Наталье Бернадской, художник пережил «психологический кризис», как указано в биографии, открывающей выставку. Причины и подробности того сложного для мастера периода до сих пор окутаны тайной. Возможно, он понял, что авангард — это тупиковый путь. Или боялся за семью, ведь время было непростое — начались репрессии. Так или иначе, в 1932 году он уничтожил многие свои работы. Некоторые даже забрал из музеев, заменив на новые — в стиле импрессионизма. Теперь 8 таких картин восстановлены по публикациям в журналах тех лет. Они воспроизведены на зеркальном металле и представлены на синих фальшстенах, то есть выделены из основной экспозиции. Сохранилась, правда, упомянутая выше картина «Футбол», написанная как раз в авангардной манере, и уцелела она чудом, потому что уехала в Астраханский художественный музей. Сейчас она прибыла оттуда в Москву.

К доромантическому периоду также относится несколько работ, изображающих солдат Первой мировой. «Инвалиды войны» потрясают и ужасают — это совсем другой, непривычный Пименов. Большая работа написана в экспрессивном стиле, а ее герои напоминают зомби. В следующем зале зритель найдет знаменитую «Новую Москву» с совсем другим настроением. Романтическая девушка едет по Москве в кабриолете с открытым верхом. Такие машины в то время в СССР можно было сосчитать по пальцам одной руки. Это самая знаменитая работа художника — она не только задает тон всему его последующему творчеству, наполненному легкостью и романтикой, но и многое говорит о времени, когда роль женщины в обществе сильно изменилась. «Новые возможности для женщин, свободных от рабства, копий и корыта, как тогда писали», — замечает один из кураторов выставки Елена Воронович. Заметим, что работа написана в 1937 году — году самых жестоких репрессий. Но художник рисует другую сторону жизни — величие, прогресс, новые возможности и надежду, которая тоже витала в воздухе.

Девушка в кабриолете — это супруга Пименова. Ее же образ в аналогичном сюжете изображен на картине военных лет: только там девушка едет мимо развалин города, уничтоженного войной. Вот и она сама — уже лицом к зрителю на портере 1943 года, красивая и печальная, в черном платье и стильной белой шляпке, смотрит в пол…

Эта светлая «грустинка» есть во многих работах художника, многие в его творчестве выросло из «Новой Москвы». Например, он изображает город после дождя, и этот лейтмотив можно увидеть в работах последующих лет. В работах Пименова после этой этапной вещи главным становится настроение и впечатление. Дождь часто помогает художнику создать его. Как, например, в работе «Ожидание» из серии «Вещи каждого дня», где изображен телефон со снятой трубной на фоне дождливой Москвы за окном.

Не менее эмоционален цикл, которым завершается выставка. Здесь эскизы, афиши и картины, созданные для кино или театра или под впечатлением работы в этих областях. Театр стал отдельной страницей жизни мастера, он написал книгу о нем. В пименовской балерине в летящем платье не меньше волшебства, чем усталости и обаяния в глазах актрисы Татьяны Самойловой, чей потрет завершает выставку. Пименов — это оттепель в искусстве, не зря он ближе многих воспринял это время надежд в истории СССР. Здесь же можно найти зарисовки и картины Пименова, созданные в путешествиях, и в них чувствуется возраст в прямолинейности и жесткости авангарда. Пименов — очень разный, несмотря на то, что очень узнаваемый. Ему под силу большой масштаб, что подтверждает отдельный зал в центре экспозиции — мультимедийный. Здесь показано огромное полотно, экспонировавшееся на Всемирной выставке в Нью-Йорке. К сожалению, его состояние оставляет желать лучшего, и его не смогли привезти из Русского музея в Третьяковку. Под силу и камерный — Пименов, как никто другой, умел писать уютно, нежно, трогательно…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру