Роман Рябцев: «Баста, карапузики, кончилися танцы»

Шоу-бизнес в России умер

С глубоким прискорбием, посыпая голову пеплом несостоявшихся контрактов и непроданных билетов, вынужден резюмировать: шоу-бизнес в России скончался, так и не успев развиться в какое-то подобие цивилизованного…

Шоу-бизнес в России умер

Пишет мне сейчас знакомый: «Не подскажешь, где могли бы за дебютный альбом Сына Известного Музыканта заплатить хороший аванс, выпустить его и потом хорошо вложиться в промоушн?» Хорошо, что он не слышал, как я громко и взахлеб смеялся… Еще бы спросил: кто организует тур по всей стране в поддержку альбома нового исполнителя, ага.

Наверно, все-таки встречусь с ними для долгого и обстоятельного разговора. Чтобы разбить иллюзии и объяснить: как музыкантам выжить в изменившемся мире. Впрочем, почему бы свою лекцию для юного дарования не сделать достоянием общественности? Может, кому тоже пригодится.

Пандемия с последующими запретами сделала то, что не смог сделать экономический кризис: музыкальная индустрия в России фактически рухнула. Причем по всей вертикали: начиная от записи музыки, заканчивая концертами.

Студийная область шоу-бизнеса начала чихать и кашлять еще задолго до карантинов и ограничений. Все дело в том, что за последние лет пять резко снизился «порог вхождения» во «взрослый» звук. Если раньше тебе было необходимо разбивать бабушкину кубышку, чтобы записаться на профессиональной студии, то теперь прогресс в области музыкального софта привел к тому, что вполне нормально для начала можно запечатлеть свое творчество и дома (об этом в предыдущей своей колонке я уже упоминал).

А уж многочисленным рэперам домашнего качества записи хватает за глаза. Сильнее всего пострадали известные студии, принадлежащие маститым композиторам и продюсерам старой волны. Некоторые даже объявили о закрытии своих продюсерских центров и переквалифицировали их… в школы. Как, например, Максим Фадеев: его «Малфа» давно распущена, а сам он открыл международную музыкальную школу. Вполне логичный и дальновидный шаг: за то, чтобы их чада учились музыке «у самого Фадеева», богатые родители будут отстегивать немаленькие суммы. Остальные же либо перебиваются редкими заказами, либо вообще закрылись и распродают по дешевке студийное оборудование…

Ну, допустим, юный друг, первоначальные трудности тебя не остановили и ты умудрился записать свои нетленки. Что же дальше? А дальше надо их выпустить в свет, да так, чтобы максимальное количество людей твою музыку услышало. Раньше, лет этак десять назад, ты брал в зубы свой компакт-диск и начинал обивать пороги лейблов. Если твое творчество приглянулось какой-то компании, то с тобой заключали контракт, выпускали твои CD и могли даже дать пресловутый аванс! Потому что компакты стоили реальных денег и на их продаже музыканты могли заработать.

Сейчас же всего этого нет. Вся музыка окончательно и бесповоротно ушла на стриминговые сервисы. Где, конечно, ты получаешь какую-то копеечку за то, что твои песни прослушали… Но для того, чтобы реально что-то заработать, этих прослушиваний должны быть десятки и сотни миллионов! А такие показатели могут быть только у уже раскрученных артистов. Так что давай думать дальше: как бы тебе монетизировать твое творчество. Ибо тот, кто придумал фразу «художник должен быть голодным», не имел в виду пустой желудок.

Что ж, тебе удалось выпустить свои шедевры (возможно, даже самостоятельно, без лейбла, сейчас так можно!), пора собирать стадионы! Ну, или хотя бы устроить тур по кальянным и шашлычным города. Всем же известно, что в России артисты основные деньги зарабатывают не с продаж музыки, а с концертов! Упс… А концерт устроить-то и не получается… Санитарные ограничения, понимаешь! А ты пока еще не звезда, чтобы тебе было можно их обойти.

На самом деле даже у топ-артистов дела с концертами сейчас обстоят из рук вон плохо. Я имею в виду традиционные концерты: с билетами, обычной публикой… Сплошь и рядом читаю об отменах и переносах, некоторые шоу уже столько раз перенесли, что я со счета сбился. Доходит порой до настоящих драм. Так, Ольге Арефьевой и ее группе «Ковчег» столько раз переносили концерт, ставили в прокрустовы рамки ограничений по количеству зрителей: то так можно, то сяк… Что нервы ее не выдержали и она написала в своем Фейсбуке: сей многострадальный концерт будет для «Ковчега» последним в этом составе. Я так понял, что Ольга распускает группу, ибо в нынешних условиях содержать большой коллектив просто не может. Грустно…

Про отмену известных фестивалей и говорить не буду. Правда, традиционные российские двойные стандарты и тут иногда музыкантов выручают: концерт или фестиваль — низзя! А выступить на площади в День города или на какой-нибудь День нефтяника... внезапно можно! Понять логику властей, запрещающих одни мероприятия и разрешающих другие, я пытался. Долго и безуспешно. Не удивлюсь, что в некоторых случаях дело не обходится без родимой нашей коррупции… Многим артистам помогают поддерживать штаны и все более редкие корпоративы, но на всех их не хватает, вестимо.

А концерты-онлайн, увы, пока что не всем доступны. Пробиться в эфир на крупные площадки далеко не каждый музыкант может. Да и заработок с них так себе, если честно. Ну не приучены пока что в основной своей массе наши люди платить за музыку в Интернете! Так что концертами юному дарованию заработать на жизнь точно не удастся.

Что же осталось от российского шоу-бизнеса, какими рожками да ножками могут прокормиться артисты? Если ты не топ-звезда, которую зовут на корпоративы и подкидывают госзаказы? Лично я вижу единственный выход для начинающих артистов. Становиться известным... блогером! (Куча смайликов.) Так гораздо проще, минуя радио и ТВ, обходя классические методы раскрутки, стать популярной личностью! И если у тебя появится большая аудитория, которой ты интересен как человек, то значительная ее часть станет заодно и слушателями твоей музыки. А зарабатывать ты будешь… да, на рекламе — гораздо больше, чем на своих нетленках (куча ехидных смайликов).

И этот выход, кстати, вижу не только я, такой умный и мудрый, а его уже нашли всем известная плеяда «молодых да ранних», пришедшая к своей музыкальной славе именно таким путем. Перечислять эти набившие всем оскомину имена и клички даже не хочу, и так все знают.

Если мои ушаты холодной воды до сих пор не охладили твой пыл, дерзай! Сочиняй и записывай. И хорошенько подумай: что с этим творчеством делать дальше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28619 от 8 сентября 2021

Заголовок в газете: «Баста, карапузики, кончилися танцы»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру