23 сентября в здании Администрации президента РФ прошло заседание координационного совета специализированного фонда, призванного бросить «спасательный круг» отечественной культуре в разгар пандемийного «шторма».
Председательствовал на этом мероприятии первый заместитель Пескова Сергей Кириенко. (Тот самый Кириенко, бывший в эпоху Ельцина премьер-министром).
В Президентском фонде культурных инициатив, появившемся после апрельского послания Владимира Путина к Федеральному собранию, Кириенко занимает пост председателя Координационного комитета. Вместе со своими коллегами по фонду Кириенко пообщался с прессой, рассказав об итогах работы за небольшой, но насыщенный событиями отрезок времени.
Из-за ковида в стране отменились массовые мероприятия, что лишило многих гарантированного источника к существованию.
Но благодаря президентскому фонду у творческих коллективов, деятелей культуры, работающих как индивидуальные предприниматели, коммерческих и некоммерческих объединений появилась возможность заручиться бюджетной поддержкой. Для этого не нужно делать никаких сверхусилий: достаточно побороться за грант.
После объявления начала конкурса весной 2021 года, проводимого фондом, на него поступило где-то 12 тысяч заявок со всей страны, из более чем 90 субъектов Федерации. И, как говорит Кириенко, заинтересовались все, от Камчатки до Калининграда и от Ямала до Дагестана.
Всего у страны в совокупности конкурсанты попросили аж 84 млрд рублей. Так что экспертам предстояла нелегкая работа – отобрать число проектов, вписывающееся в сумму, выделенную в этом году, – 3, 5 млрд рублей.
Чтобы ни у кого не было сомнений в объективности процесса, была разработана справедливая система экспертизы. Каждую заявку независимо друг от друга рассматривали два профессионала в той или иной области, а если их мнения принципиально разнились, в игру включался третий.
В итоге одобрение получили 1478 проектов, причем только 10% денег уйдут в Москву. Остальное достанется регионам.
Не обошлось и без курьезов.
– У нас одна организация, не буду ее называть, подала запрос на 2 млрд 787 млн рублей с софинансированием в 31 рубль. Хотели фестиваль дружбы народов России сделать, – рассказал Сергей Кириенко.
Но не все надеялись на посыпавшиеся с неба миллиарды. Так, небольшой дом культуры из села в Пензенской области понадеялся на скромные 39 тысяч рублей для спектакля, где в роли актеров выступят дети из многодетных семей.
Догадайтесь сами, чей проект был отвергнут, а чей – одобрен.
В среднем размер запрашиваемого финансирования составил примерно 2 млн рублей, что вполне реально и вместе с тем – весомо.
Примечательно, что, в силу готовности положить в «общий котел» и свою копейку, к сегодняшним трем с половиной миллиардам государственных средств сами заявители прибавят 2,5 миллиарда. То есть фонд не просто «прокормит» культуру и ее творцов, но возникнет государственно-частное партнерство. Ярче всего это проявится при реализации проекта Московского Цирка Никулина к юбилею великого артиста, где державные ассигнования станут третью общих расходов.
Окончательного перечня победителей конкурса еще нет, их утвердят в ближайшие часы, а потом обнародуют в Интернете.
По словам Кириенко, кто-то, кто увидит завтрашний список, обрадуется, кто-то – огорчится, но это только начало, следующий этап стартует через месяц с небольшим.
Так что тут стоит проявить волю к победе, ведь, как показывает опыт Фонда президентских грантов, успеха соискатели добиваются порой с десятого раза. Главное – не отступать и не сдаваться.
И быть готовыми учиться. ПФКИ с осени запустит онлайн- и офлайн-обучение для тех, кто пока не умеет качественно и правильно подготовить заявку.
Как подчеркивает Игорь Матвиенко, руководитель экспертного совета фонда, деятелям культуры важно повысить культуру оформления требующихся бумаг.
– Я знаю, как иногда тяжело «переключать тумблер» между творчеством и бюрократией. Но, к сожалению, эксперты в первую очередь читают текст. У крупных компаний все налажено: они знают, что такое питчинг. А те, у кого нет команды, которая может верно оформить заявку, смогут приехать и научиться.