Проект, занявший второй этаж левого крыла Музея декоративного искусства, устроен по принципу открытого хранения. В каждом из семи разделов на небольшом возвышении зритель находит разные объекты авторского дизайна. «Мы собрали здесь редкие оригинальные вещи и сделали 25 реконструкций. Исторические вещи на выставке дополняются работами современных дизайнеров, победителей нашего конкурса «Придумано и сделано в России», – поясняет куратор, специалист по истории дизайна Алена Сокольникова. В некоторых экспонатах угадываются до дрожи знакомые вещи и так и хочется воскликнуть: «Точно такой был у моей бабушки!». Другие смотрятся как космические объекты, придуманные для необозримого будущего. Открывает выставку меблированная обстановка, где находятся и хорошо знакомое старое, и неожиданное новое. Здесь, например, есть современный комод в стиле 1960-х, на котором стоят часы, увенчанные ракетой. Это уже аутентичный предмет – «Молнию» посвятили первому полету человека в космос. Подобные часы не редко украшали советские квартиры. Рядом стеллаж, на которым находим еще один популярную в советское время вещицу: фотоаппарат «Горизонт», который стал первым примером использования шпионских технологий в массовом дизайне. На другой полке стеллажа – оригинальная лампа «Космос», напоминающая ракету. Выглядит она как аппарат из будущего.
Так построена и вся экспозиция – иной раз сложно отличить старинные вещи от современных, а это говорит о том, что многие художники, жившие сто лет назад, забежали далеко вперед. Следующий раздел начинается со светильников Александра Родченко, не только выдающегося фотографа и художника, но и дизайнера. Эти оригинальные лампы были его первым дизайнерским опытом – Родченко придумал их для футуристического кафе «Питтореск» на Кузнецком мосту, которое стало ярким явлением литературно-театральной жизни Москвы революционного времени. Там бывали Маяковский, Луначарский, Мейерхольд, Брюсов, Есенин. Правда, просуществовало кафе всего год: сгорело вместе со всем необычным интерьером в 1919 году. Алена Сокольникова восстанавливала торшеры Родченко по воспоминаниям и чертежам, и надо сказать, и сегодня они смотрятся весьма современно. Рядом с ними стул Модильяни, и полка в стиле Малевича, выполненные современными молодыми дизайнерами.
В других разделах не меньше оригинальных объектов. Вот сахарница, лаконичная по форме и украшенная берестой, в ней сочетают традиционные техники с современным дизайном. Есть эко-мебель из прессованной бумаги, картона, переработанных отходов. Прототип голосового помощника, придуманный за несколько десятилетий до современного. Есть вещи, которые странным образом связывают прошлое и настоящее. Среди них – оригинальный журнальный столик «Флаг» дизайнера Надежды Аверьяновой: на трех тонких опорах столешница из красного пластика, которая, словно ткань, сползает на пол. Идея пришла к автору во сне в 1989 году: ей привиделся падающий советский флаг. Как оказалось сон был в руку – совсем скоро Советский союз распался...
Выставка «Вещь» имеет подзаголовок – «Предметный разговор». Именно вещи формируют и отражают наш вкус, привычки, идеи. Но предметы, которыми мы окружаем себя, многое могут рассказать не только о хозяине, но и о времени. У каждого объекта на выставке своя биография, связанная с историей страны – прошлой, современной и будущей.
Экспозиция будет постоянно дополняться новыми работами молодых дизайнеров, и просуществует в этом пространстве не менее года. Когда дело дойдет до переформатирования остальных экспозиций музея, дизайнерская должна плавно «влиться» в общий предметный разговор, который охватывает период с ХIX века по сей день.