Роман Рябцев: как я не поставил Lilly Beth на табуретку

Опыт трансформации экс-модного музыканта в наставника молодежи

Как-то незаметно для самого себя я докатился до определенной смены статуса. Из вопрошающего совета у старших коллег и товарищей я сам стал этаким... нет, к счастью, не мэтром (не люблю это слово, от него разит чем-то седовласым, с усами и в орденах) и не гуру… Но отвечать на вопросы молодых музыкантов (и как это я вдруг оказался старше их?!), да и просто живо интересующихся механикой шоубиза, приходится постоянно… А теперь я совершенно беспардонно воспользуюсь служебным положением — щедро предоставленной мне трибуной «ЗД» — в продвижении личных корыстных интересов. Если таковым считать упоительное служение высокому искусству (ржущий смайлик!).

Опыт трансформации экс-модного музыканта в наставника молодежи
Фото: Виталий Кислов

Честно признаюсь, когда еще несколько лет назад меня спрашивали: «А как сделать вот такое в записи? а где лучше издаваться? а что посоветуешь для продвижения?» и подобное, — я давал советы, конечно. Но в глубине души сидело желание оглянуться назад: не стоит ли за моей спиной какой-нибудь мэтр? Вдруг это его на самом деле спрашивают, а я так… на линии огня оказался случайно? Ан нет, оказалось, что таки мое мнение людям интересно (как же снова не хватает эмодзи!).

Времена нынче сами знаете какие (в предыдущих статьях подробно расписывал). Но независимо от политическо-экономическо-карантинной ситуации тысячи юношей и девушек с гитарами, ноутбуками и горящим взором все так же хотят заниматься музыкой и получить свои пресловутые пять минут славы… И многие из них пишут мне с одними и теми же вопросами: с чего начать и что нужно сделать… чтобы именно я приложил к их творчеству свои шаловливые ручонки (тут должен быть ржущий смайлик, но формат газеты... эх!).

Усугубилась же ситуация сравнительно недавно (доктор, я же нескоро еще гуру стану, правда?). Полтора года назад я решил, что девять гитар — это как-то многовато для меня, и решил продать те, на которых уже давно не играл. И на объявление откликнулся один из моих фейсбучных френдов — решил купить инструмент своей дочке. Мол, пытается она песни сочинять и петь, а гитары хорошей нет. Приехали они ко мне на студию, я и попроси Лизу (табуреточку разве что не принес, ту самую, на которую нас родители перед гостями ставили): а спой что-нибудь свое! И это нежное 15-летнее создание взяло гитару в руки…

На следующий день я с удивлением поймал себя на том, что песню-то я ЗАПОМНИЛ! Что для моего перегруженного музыкой мозга является Знаком, как ни крути. Стало быть, песня хорошая. Позвонил и попросил прислать еще песен послушать… И через неделю сделал пресловутое предложение, от которого сложно отказаться: спродюсировать запись ее песен.

И вот уже на днях будет годовщина выхода первой песни на крупнейшем лейбле страны, готовятся к выходу шестая и седьмая, снят видеоклип на ремикс, который сделал Сергей Лемох (супер-фронтмен топ-группы «Кар-Мэн», помните?!). Можно подводить какие-то итоги и делать выводы на основе первого года существования нашего проекта в это (повторюсь) непростое для музыки время. И итоги радуют, что уж там (сам себя не похвалишь, как говорится…)

И все же… к нашим баранам, продюсерам то есть, прямо-таки жаждущим заполучить себе одаренных и окрыленных на музыкальные галеры, на которых им грести и грести во имя создания чего-то высокого и хватающего за душу. Напомню, что продюсер — это не тот, кто раздает пачки денег направо и налево по телепередачам и радиостанциям, а тот, кто делает музыкальный продукт.

Погнали. Возьму как пример себя любимого, ибо лучшего вот прямо сейчас под рукой не имеется.

Я вырос на мелодичной музыке. В четыре года я уже сам научился ставить пластинки Утесова, Бернеса и прочих клаccиков эстрады, а в восемь уже был закоренелым фанатом BoneyM, Baccara, Joe Dassin и Высоцкого. И я до сих пор убежден: хорошая песня — та, которой слушатель может подпевать уже на втором припеве. Ну и все 47 лет моего меломанского стажа подтверждают, что лишь мелодичная музыка способна задержаться в анналах мировой культуры на годы. А не на пару-тройку месяцев, как большинство музтекучки.

Ну и к текстам я отношусь требовательно (прививка Высоцким от пошлости сказывается). Именно поэтому я с таким рвением взялся работать с песнями Veta, того самого 15-летнего нежного создания. Они, в первую очередь, мелодичны. Псевдоним, конечно, так себе, но девочка настолько переволновалась, когда ее срочно попросили назвать себя перед выходом на съемочную площадку одной популярной радиостанции, что просто не смогла придумать ничего более удобоваримого. В итоге мы вынуждены были какое-то время существовать в милом дисбалансе между комфортной для нас музыкой и абсолютно не вяжущимся с образом именем. Сейчас с балансом все стало прекрасно. Спустя год и пять синглов Лиза вдруг поняла, как ее зовут: Lilly Beth (такой псевдоним она в итоге выбрала).

Сразу поясню ехидным всезнайкам-недоучкам: нет, не слямзила звучное погоняло британской королевы из сериала «Корона», а взяла просто потому, что Лилли Бет — обычное детское уменьшительно-ласкательное для Элизабет или Лиз на Британщине, так что и у нашей Лизы все по праву…

Поэтому один из главных советов молодым: тщательно продумайте название своего проекта! Это ж как ребенка назвать — ему потом с этим именем жить. Название должно быть не только звучным и запоминающимся, но прежде всего и комфортной оболочкой для вашей творческой сущности. И это далеко не мелочь, как может показаться на первый взгляд…

Название, имидж, работа в соцсетях — все это крайне важно (особенно в двадцать первом веке), но мы же все-таки музыку делаем, не так ли? В каком стиле будут звучать песни Лизы, я практически не раздумывал. Достаточно мягкий девичий поп-рок (который еще иногда называют Cute Rock). Но уже на второй песне мне стало очевидно: надо поддать больше гитарного драйва! А на третьей — в куплеты настойчиво запросились элементы хип-хопа… а на четвертой — немножко знойного диско-фанка… Словом, выдержать все песни в едином ключе не получилось, да и такой задачи не стояло. До сих пор помню, как меня коробили многие альбомы групп 80-х, где звучание было абсолютно одинаковым в каждом треке! Скучно становилось уже на пятой песне.

Так что следующий совет будет таков: не зацикливайтесь на одном стиле. Наоборот, не бойтесь экспериментировать со звучанием буквально в каждой следующей песне. Опять же, никогда заранее спрогнозировать невозможно, каким именно вас полюбит слушатель: в виде коня или трепетной лани (много хохочущих смайликов). Ну и, в конце концов, эксперименты — это же весело!

А вот если вернуться к текстам, получилось очень забавно. Лиза даже в 15 лет уже писала настолько качественную лирику (я в ее годы сочинял такое... даже жене стыдно показывать до сих пор!), что многие были уверены: ей пишу я или другой автор! Например, в закрытой профессиональной группе аранжировщиков мне написали буквально следующее, цитирую: «Скажите, а кто текст пишет? Так подростки не говорят. Такое чувство, что написал 50-летний человек, пытающийся набросать что-то типа «молодежное». По-моему, не прокатит такое»… Мы как раз были с Лизой на студии, работали над очередной песней и даже решили записать ее видео-ответ всем этим уставшим от жизни фомам неверующим.

Беда в том, что большинство людей испорчены всевозможными детскими песенными конкурсами и передачами и считают, что несовершеннолетние не имеют права писать и петь песни, хоть на йоту серьезнее гимна Паровозика из Ромашково. А современные 17-летние «дети» уже не такие уж и дети, какими их считают пузатые дяди из шоу-бизнеса. Они читают серьезные книжки, смотрят недетские фильмы и намного умнее моего поколения в соответствующем возрасте.

Так что следующий совет: пишите слова песен так, как вам подсказывает сердце! И не слушайте старших. Вот вообще не слушайте: успеете еще обрасти проблемами и жирком, дабы сочинять потом пузатые, сытые тексты, проходящие по формату в «Песню года». Ну если только более опытные старшие товарищи не укажут на очевидные грамматические ошибки. Русский язык хотя и живой организм, но чрезмерно насиловать его все же не стоит. Ему от этого неприятненько, знаете ли.

И самое главное. Для того чтобы я и другие такие же опытные, старенькие и мудренькие дяденьки и тетеньки захотели работать с музыкантом, его творчество не должно быть подражанием пусть даже самым успешным звездам. Это, увы, беда не только нашей страны: помню, как во времена бешеного успеха Nirvana западная рок-сцена была забита их клонами, «колхозный гранж» играла добрая четверть всех групп, и зрелище это было весьма унылое. Так и мне часто присылают демозаписи, где торчат уши наших звездулек: например, половина поющих девушек считают своей святой обязанностью копировать Земфиру или Арбенину (словно других поющих женщин в России не существует). Не надо бояться быть собой! Общество вас еще не раз попытается привести к единому знаменателю, так зачем добровольно, своими руками ломать собственную оригинальность и идентичность? Так что дерзайте! Если получается у обычной московской школьницы, то получится и у вас! А мы поможем… (Наверное, тут должен быть совет: отдавать алмазы в огранку опытным мастерам, но я на это и так уже бессовестно намекнул… Да введите вы уже смайлики в газете!!!)

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28649 от 20 октября 2021

Заголовок в газете: Как я не поставил Lilly Beth на табуретку

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру