Впервые за два года Sotheby's привез в Москву шедевры русской живописи

Петров-Водкин занял «Руину» на два дня

 Несмотря на надвигающийся «мягкий локдаун», в Музее архитектуры имени Щусева открылась предаукционная выставка Sotheby's, где представлены лучшие вещи грядущих русских торгов в Лондоне. Два года аукционный дом не мог привозить в Россию произведения искусства из-за пандемии. Директор музея Елизавета Лихачева назвала это событие, которое готовилось полгода, «ласточкой надежды на возвращение к нормальной системе существования». Центральным экспонатом вернисажа в пространстве «Руина» стала картина Кузьмы Петрова-Водкина «Натюрморт с яблоками», которая оценивается в £2,5–3,5 млн. Создавая эту работу, художник уже писал свой главный шедевр – «Купание красного коня». Один из эскизов к нему запечатлен на фоне натюрморта.

Петров-Водкин занял «Руину» на два дня

   Картина Петрова-Водкина, естественно, заняла лучшее место на синих полукруглых стенах, которые возвели в «Руине» для выставки. Натюрморт во всех отношениях необычный – в нем читаются экспериментальные решения с пространством, благодаря которым мастер-новатор вошел в историю искусства. Перед нами столешница, слегка наклоненная влево, которая словно левитирует сама по себе, ножек стола мы не видим. На синей фактурной скатерти лежат яблоки ярких цветов – желтые, красные и зеленые –, которые, кажется, каким-то чудом удерживаются на поверхности, не скатываясь на пол. А за натюрмортом висит эскиз с изображением коня, который задорно смотрит с рисунка на сочные плоды. 

  Летом 1912 года, когда художник писал эту картину, Петров-Водкин с женой гостил в имении генерала Петра Грекова на хуторе Мишкина Пристань Царицынского уезда (тогда Саратовской губернии). Приехал он туда по приглашению дочери генерала Наталии, которая училась тогда у мастера в художественной школе в Петербурге. В этом имении Петров-Водкин делал эскизы, этюды и первый живописный вариант «Купания красного коня». Одного из героев известного шедевра, который находится в постоянной экспозиции Третьяковки, художник нашел здесь же: ему позировал генеральский конь по кличке Мальчик. Двоюродный брат Кузьмы Сергеевича Александр Трофимов тоже приехал на каникулы в генеральскую усадьбу, он стал всадником с знаменитой картины. По «Натюрморту с яблоками» можно судить об атмосфере, в которой создавался шедевр и тому, как шли художественные поиски Петрова-Водкина. 

 Помимо этой картины на выставке представлены картины ХIХ и ХХ веков – работы Натальи Гончаровой, Константина Маковского, Петра Кончаловского, Николая Рериха, а также более современные вещи – нонконформистов: Оскара Рабина, Эрика Бутатова и недавно ушедших из жизни Олега Целкова и Ивана Чуйкова. Словом, есть что посмотреть, пока эти произведения, долгое время хранившиеся в частных коллекциях не будут проданы в Лондоне и снова не  разлетятся по миру. Чтобы их показать, аукционный дом, конечно, пошел на определенное преодоление ситуации. Дело в том, что цены на перевозку картин за время пандемии выросли, специалисты не смогли приехать в Россию из Лондона, потому как и там не ровен час введут новые ограничения, а кратковременный показ выставки сопряжен с известными ограничениями. 28 и 29 числа на вернисаж можно попасть только при наличии QR-кода. В целом пандемия заметно ударила по арт-рынку, хотя прошлогодние русские торги прошли успешно (выручка составила $19,3 млн). Впрочем, не только коронавирус внес коррективы в аукционную жизнь.

– Случился Брекзит: Британия отделилась от Евросоюза и теперь передвижение искусства между островом и континентом сопряжено с различными ограничениями, нужны экспортные лицензии, – рассказывает глава российского отделения аукционного дома Ирина Степанова. – Однако нам хотелось восстановить давнюю традицию показа в Москве, со сложностями, но получилось открыть этот проект.

  Директор Музея архитектуры им. Щусева Елизавета Лихачева считает первый за два года такой показ знаком, который дает надежду на возвращение к нормальной жизни. Хотя указ президента об ограничениях застал врасплох ее вотчину, как и остальные арт-институции. Менять планы на ходу тем не менее не будут, это просто невозможно. 

– Все произошло стремительно, а музейная жизнь предполагает более долгий горизонт планирования, поэтому наша жизнь изменилась незначительно, – говорит Лихачева «МК». – Мы себя три раза похвалили за то, что еще раньше перенесли большую выставку Константина Мельникова на февраль. Сейчас бы мы этот проект просто не сделали, потому что на полторы недели выпало из жизни огромное количество рабочих – то есть продакшн выставки было бы нельзя осуществить в таких условиях. Отметила для себя странную вещь: в соцсетях музея масса комментариев людей, которые обвиняют нас во всех смертных грехах. Активные антиваксеры. Можно понять их психологию – они просто не успевают анализировать лавинообразный поток информации и ведутся на какие-то мифы. Поэтому мы усилили охрану.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру