Фильм Сергея Лозницы про Бабий Яр награждали без зрителей

Особенности кинофестиваля в эпоху пандемии: организаторы даже не успели испугаться

31-й Международный кинофестиваль «Послание к Человеку» завершился в Санкт-Петербурге без зрителей. Из-за объявленного в городе локдауна пришлось ограничиться одним днем живого общения в кинозалах. Организаторы говорят, что все произошло так неожиданно и стремительно, что они даже не успели испугаться.

Особенности кинофестиваля в эпоху пандемии: организаторы даже не успели испугаться
Кадр из фильма «Бабий Яр. Контекст»

Жюри международного конкурса, которое возглавляла режиссер-мультипликатор Наталья Дабижа,  присудило главный приз «Золотой кентавр» монтажной картине «Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы. Живущий в Берлине режиссер награду получал заочно. Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССи также  отдало голоса этой картине, созданной в копродукции Украины и Нидерландов и основанной на уникальных кино- и фотоархивах России, Украины и Германии.

«Бабий Яр. Контекст» воскрешает трагические события 1941 года, происходившие на территории оккупированной Украины, где было уничтожено более 33 тысяч евреев. Как  напишет позднее Василий Гроссман, чьи слова приводит Сергей Лозница, убиты ремесленники, портные, сапожники, маляры,  трактористы, пекари, врачи, учителя, бабушки, умевшие вязать чулки и печь вкусное печенье...

Никакого специального закадрового комментария нет. Есть только визуальные свидетельства эпохи, запечатленные на кинопленке. Историю не переписать. Она такая, какая есть. Без прикрас. Многое поражает и разочаровывает, в первую очередь то, что теперь называют человеческим фактором. Самые обычные люди проявляли чудеса героизма и стойкости, а другие обычные люди унижали таких, как они, наслаждались чудовищностью происходящего.

Пройдут годы, и Бабий Яр решением властей зальют строительной смесью, чтобы навсегда уничтожить память, любое напоминание о том, что там происходило, и начать новую, светлую жизнь на костях. И это вновь повлечет жертвы, гибель полутора тысяч человек уже в мирное время. Сергей Лозница рассказал о том, что до сих пор покрыто завесой недоговоренностей, является своего рода табу, хотя прошли десятилетия.

Начинался фестиваль как документальный, но постепенно расширял границы за счет анимации, короткометражного и полнометражного игрового кино, получившего здесь статус «кино сверхреальности», смещающего понятия жанров и стилей. Об этом снял фильм «Послание к Человеку. Между прошлым и будущим» Петр Шепотинник, напомнив, как фестиваль возник, какие выдающиеся люди в нем участвовали, и о его первопроходце Михаиле Литвякове. В 1989 году, когда все было впервые, приезжала из США даже балерина Наталия Макарова. В 1970-м она попросила политического убежища в Великобритании во время гастролей Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. На Западе Макарова сделала блестящую карьеру, став примой Американского балета и Королевского балета Великобритании. В Петербурге ее встретили как богиню. Британский бизнесмен и муж Макаровой стал спонсором первого «Послания к Человеку».

Многих выдающихся документалистов, приезжавших на фестиваль, уже нет не свете, но они сделали его историю. Это и советский, а потом латвийский и израильский режиссер Герц Франк, бесстрашно снимавший даже свою возможную смерть на операционном столе. Он приезжал в последний раз на фестиваль в 2007 году, и теперь есть возможность увидеть и услышать его выступление. Это и умерший от малярии во время съемок австрийский документалист Михаэль Главоггер. Даже 98-летняя великая и ужасная Лени Рифеншталь, снявшая «Олимпию» по заказу Гитлера и «Триумф воли», в 2001 году приезжала по приглашению Михаила Литвякова на «Послание к Человеку», вызвав скандал и запрет публичного показа ее фильма.

Как скажет в картине Петра Шепотинника Александр Роднянский (его теперь воспринимают исключительно как продюсера, а он – талантливый документалист), документальное кино предполагает  внутреннюю свободу и способность зайти туда,  куда остальные бояться. В картину Петра Шепотинника вошли фрагменты интервью еще одного выдающегося нашего современника  Виктора Косаковского, который вспоминает, как в свои 25 лет снимал 95-летнего философа Алексея Лосева в последний год его жизни. Потом картина «Лосев» получила награду на втором фестивале. Она как раз и выстраивает цепочку невероятных ощущений, которые приводят к открытиям в неигровом кино.

Недавние страницы истории фестиваля связаны с приездом в 2018 году   итальянского режиссера Паоло Соррентино. Алексей Учитель, по приглашению которого он и побывал в Петербурге, вспоминает, как, услышав музыку неизвестного ему Виктора Цоя, Соррентино попросил  диск с его песнями.

Нынешний победитель Сергей Лозница начинал как документалист, а теперь снимает игровые картины, всякий раз участвующие в конкурсе Каннского кинофестиваля. При этом продолжает работать как документалист и делает монтажное кино, вызывающее самую бурную реакцию.

Биографии многих режиссеров складываются аналогичным образом. Вне конкурса в этом году, да еще на большом экране, в первый день фестиваля показали «Бегство» датчанина Йонаса Поэра Расмуссена. Он тоже начинал как документалист, потом снимал игровые короткометражки. «Бегство» сделано на стыке анимации и документалистики  в копродукции Дании Франции, Швеции и Норвегии. Полуторачасовой фильм рассказывает об уроженце Афганистана Амине, который еще подростком вынужден был покинуть свою страну и  переехать в СССР, а потом уже с риском для жизни бежать в Европу. Долгие годы сам его путь и история бегства хранились в тайне. В фильме анимацию дополняет хроника, снятая в СССР и в перестроечные годы, вплоть до кадров открытия первого в России «Макдональдса» 31 января 1990года, когда на Пушкинской площади в Москве выстроились невероятные очереди, около 30 тысяч человек штурмовали двери нового заведения.

Кадр из фильма «Бегство»

Документальная анимация снимается и в России. В числе победителей нынешнего фестиваля оказалась  Мария Коган-Лернер с  восьмиминутным  фильмом «За забором», основанном на дневнике Татьяны  Внукевич-Багдасарьян, прожившей до 35-летнего возраста в психоневрологическом интернате.  Картина получила «Кентавра» в своей категории и приз  памяти документалиста  Александра Расторгуева «За талантливое и емкое воплощение свободы». Мария Коган-Лернер руководит анимационной  мастерской проекта, связанного с теми, кто имеет опыт  жизни в подобных интернатах. А ее героиня пытается в самых сложных обстоятельствах  сохранить за собой право на независимость и человеческое достоинство. Это одна из самых поразительных работ за последние годы.

Кадр из фильма «За забором»

В программе «Кино сверхреальности» участвовал «Естественный свет» – игровой дебют  венгерского документалиста Денеша Надя, уже  отмеченный «Серебряным медведем»  Берлинале за режиссуру. Экранизация романа «Наше чужое тело» Пала Завады  создавалась в Венгрии при участии Латвии, Франции и  Германии. В годы Второй мировой войны на оккупированной территории СССР  венгерский крестьянин попадает в  спецподразделение по поимке партизан.

Кадр из фильма «Естественный свет»

Волею судьбы новоиспеченному капралу приходится взять на себя принятие  античеловечных  решений, к которым он не готов. Кажется, что сыгравший его Ференц Сабо всего лишь физически присутствует в кадре, аморфно и бесстрастно, но это только видимая часть айсберга. На самом деле его капрал решает для себя основополагающие человеческие вопросы, не знает, как справится с собственными чувствами, сочувствием к местным жителям и внезапно охватившей любовью к  совсем юной девушке. Именно такого состояния внешней вялости наверняка и добивался от Сабо режиссер.  Профессиональных актеров в «Естественном свете»  нет, и тут сказался опыт Надя-документалиста. Он снимал обычных людей из Венгрии и Латвии, сельских жителей, у которых имелся только опыт естественной жизни, что и  дает интересный эффект.

Документалисты, пополняющие ряды режиссеров игрового кино, идут своими особыми тропами, и их фильмы, собранные воедино на фестивале, это совершенно особая территория, задающая определенные ориентиры, без учета которых уже невозможно двигаться дальше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру