На Токийском кинофестивале отметили фильмы из Казахстана и Азербайджана

Вручая награду, Изабель Юппер высказалась о всевластии мужчин

34-й Токийский международный кинофестиваль проходил в смешанном формате и завершился без живого присутствия победителей. Из-за пандемии для большинства его участников все ограничилось виртуальным пространством. Разве что президенту жюри основного конкурса Изабель Юппер и ее коллегам по судейству повезло. Они смотрели фильмы не у себя  дома, а на большом экране, после чего звезда французского кино сделала интересное заключение. 

Вручая награду, Изабель Юппер высказалась о всевластии мужчин
Изабель Юппер передает Гран-при представителю посольства Арберу Мехмети. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Токио постепенно возвращается к обычной жизни, вновь заработали кинотеатры. Медицинские маски в Японии – привычные дело. Их и до пандемии не снимали не только в помещении, но и на улице, даже выходя на утреннюю пробежку. Несмотря на некоторое улучшение ситуации, на фестивальные показы допускали только местную публику. Иностранцы, если и появлялись, то единично. Авторы фильмов тоже остались дома. Кое-кому  из кинематографистов, скажем, членам жюри, удалось добраться до Токио. Всякий раз этот вопрос решался персонально и на правительственном уровне. Все остальные выходили на связь через Интернет, чтобы поприветствовать зрителей и ответить на вопросы прессы. Для журналистов со всего мира, кто бывал на фестивале в прежние годы,  организовали онлайн-трансляции. Они,  конечно, не способны заменить живое присутствие. Не  все фильмы оказались доступны, а только те, на онлайн-просмотр  которых дали согласие продюсеры.  Церемонии открытия и закрытия, грандиозные звездные дорожки, затягивавшиеся в былые счастливые времена часа на четыре,  радикально сократили и транслировали на YouTube-канале фестиваля, чтобы как-то утешить зрителей. А прошли по красному ковру лишь кинематографисты из Японии и кинозвезды Азии. Традиционно на звездной дорожке была одна королева. В этот раз ею стала  Изабель Юппер. Организаторы не скрывали радости, что им удалось ее заполучить в такое опасное время. Видимо, любовь к Японии и Азии в целом сделала приезд Юппер возможным. Она не раз бывала в Токио, а в Южной Корее даже снималась.  

Фестиваль сменил локацию, и звездная дорожка прошла не в cамом веселом районе города Роппонги, где жизнь кипит до утра, и где было особенно жарко во время Хеллоуина, приходившегося на даты кинофестиваля. «В этом году мы поменяли основную площадку и проводим фестиваль в кинотеатрах в районах Хибия и Юракутё, которые связаны с кинематографом исторически», - сказал его глава Хироясу Андо. Надо сказать, что на токийском киносмотре руководители периодически меняются. Так долго, как, скажем, Никита Михалков на посту президента Московского международного кинофестиваля, никто не держится. 

Открылся  фестиваль «Мужскими слезами» Клинта Иствуда, где он сыграл еще и  главную роль. Закрывал киносмотр мюзикл «Дорогой Эван Хансен» опять же американского режиссера Стивена Чбовски. 

В конкурсе – 15 картин из Китая, Ирана, Японии, Албании, Южной Кореи, постсоветских республик. Российских фильмов не было. Да и в прежние годы они попадали сюда крайне редко, в лучшем случае две-три во внеконкурсные программы. Зато «Журавлиный фонарик» Хилала Байдарова из Азербайджана и «Поэт» («Акын») казахстанского режиссера Дарежана Омирбаева не только пригласили в конкурс, но и наградили.

Кадр из азербайджанского фильма «Журавлиный фонарик». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

«Журавлиный фонарик» получил приз «За артистическую контрибуцию», то есть за изобразительное решение. Так на крупных мировых фестивалях отмечают работу оператора и художника-постановщика. Хилал Байдаров в своем видеообращении рассказал, как показывал свой фильм маме, и она обратила внимание на то, что в нем отсутствуют сюжет, нет актерской игры, но зато есть дух. А это, по мнению режиссера, самое главное. Будущий юрист, а пока еще студент Муса разыскивает заключенного Давида, похитившего четырех женщин. Все жертвы отказываются выдвигать обвинение, испытывая труднообъяснимые эмоции. Муса пытается разобраться в том, что есть истинное правосудие. Хилал Байдаров взял на себя не только режиссерские функции, но стал автором сценария, монтировал. Его предыдущая картина «Среди рассыпанных смертей» участвовала в Венецианском кинофестивале.

Кадр из казахстанского фильма «Поэт». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Дарижан Омирбаев отмечен за лучшую режиссерскую работу. Он  учился во ВГИКе в мастерской Сергея Соловьева, потом заинтересовался киноведением, неоднократно участвовал в главных мировых кинофестивалях со своими картинами, среди которых  современные адаптации «Преступления и наказания» Достоевского («Студент») и «Анны Карениной» Толстого («Шуга»), действие которых перенесено в современный Казахстан. Режиссерскую деятельность Омирбаев совмещает с руководством киножурналом. Его новый фильм рассказывает о возглавлявшем повстанческое движение  поэте XIX века Махамбете Утемисове. Он был казнен наемными убийцами по распоряжению властей. В 1958 году нашли его могилу, и останки намеревались перезахоронить в пантеоне в Алма-Ате. Однако вышло так, что семнадцать лет они оставались без погребения. Присутствует на экране и современный поэт Дидар, читающий книгу о своем предшественнике с трагической судьбой, и возникает своеобразный диалог между людьми и эпохами. Сценарий написан Дарижаном Омирбаевы под влиянием «Авторского вечера» Германа Гессе и посещения музея и могилы немецкого писателя в Швейцарии. В одном из интервью Омирбаев сказал, что этот «Поэт», как никакой другой его фильм, получился у него национальным по духу, что живем мы в такие времена, когда национальные языки постепенно исчезают, а поэты никому не нужны. 

Кадр из фильма-победителя «Вера мечтает о море». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Гран-при  вручен фильму «Вера мечтает о море»  Калтрины Красничи из  Косова о  женщине, потерявшей  мужа. Ее благоверный свел счеты с жизнью, а до этого заложил их общий дом, чтобы выпутаться из карточных долгов. Вручая главную награду, Изабель Юппер заметила: «Этот фильм рассказывает не только о героине, пытающейся справиться с потрясением от смерти мужа, но и обращается к феномену патриархата,  способного задушить тех, кто не играет по установленным мужчинами правилам».

Режиссер Калтрина Красничи встретила победу дома в Косове. Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Статуэтку получал представитель посольства, в то время как героиня дня  наблюдала за происходящим из Косова и появилась только на экране. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру