Торжественно открылся Московский дом Достоевского

«Здесь были голые стены»

В Москве, в пику всем пандемийным бедам и опасениям, открыли Московский дом Достоевского. Первыми гостями литмузея нового типа, где текст присутствует в разных формах, 11 ноября стали Владимир Путин и Ольга Любимова. После «обкатки» высокопоставленными лицами 15 числа состоялась торжественная церемония, положившая начало нового этапа истории флигеля бывшей больницы для бедных.

«Здесь были голые стены»

Россия для иностранцев – это балет, Чайковский с Прокофьевым, Репин с Малевичем, плюс комплект великих литераторов – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, пару имен из первой половины XX века и гулагоборец Солженицин. Достойная культурная альтернатива водке, матрешке и балалайке. Примечательно, что Достоевский в этом перечне национальных кодов – как раз антиевропейская фигура, человек говоривший часто не то, что хотели бы слышать бюргеры и просвещённые англичане. Тем не менее, масштаб гения столь велик, что даже в отравленном толерантностью XXI веке пока никто не додумался добавить его в «стоп-лист» за веру в исключительность России и православие как единственную возможность для преобразования человека и человечества.

«Достоевский за несколько месяцев до смерти написал такую фразу: я не известен народу нынешнему, но буду известен народу будущему. Но он и в самых смелых мечтаниях не мог представить, что будет столько музеев», - сказал писатель Игорь Волгин, историк и достоевсковед, выступивший на церемонии как один из VIP-спикеров.

Церемонию открытия «Московского дома Достоевского» в трехэтажном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, где квартировались родители Федора Михайловича и он сам появился на свет, вел Дмитрий Бак, руководитель Музея истории российской литературы.

Дмитрий Петрович рассказал присутствующим, как несколько лет принимал участие в реконструкции здания, где музейная часть была и раньше, но занимала всего пару комнат.

«По делам Достоевского я ходил к Толстому», - пошутил Бак, обыграв фамилию советника Путина по вопросам культуры и искусства. И действительно, администрация президента и Минкульт сыграли ключевую роль в сверхскоростном обновлении флигеля – всего за два года, причем непосредственный монтаж экспозиции занял меньше месяца. Хотя грянули «длинные выходные», добавившие проблем подрядчикам из-за закрытия строительных магазинов.

11 ноября в гостях у Достоевского побывал Владимир Владимирович в сопровождении руководительницы Минкульта Ольги Любимовой. Тем самым Путин

завершил событийный круг: именно глава государства в 2016-м распорядился с размахом отпраздновать юбилей классика.

Открытие дома писателя чудом произошло в срок несмотря на то, что значительная честь флигеля была мало пригодна к превращению в пространство культуры. «Здесь были голые стены», - подчеркивает известный филолог и исследователь наследия Достоевского Павел Фокин.

Теперь же комнаты и коридоры, сохранившие геометрию позапрошлого столетия, стали мультимедийным повествованием о писателе: в формате аудио, видео, настенной и объемной графики, инсталляций знаменитого живописца и скульптора Михаила Шемякина.

В залах, посвященных отдельным произведениям, как, скажем, «Преступлению и наказанию», нас ждут канонические иллюстрации, «топор Раскольникова», антикварная мебель, и слова и буквы на печатных листах, через призму которых мы видим художественную реальность.

И что больше всего удивляет – этот соседство всевозможных проекторов и гаджетов с христоцентризмом экспозиции. У репродукции старинной фрески «Воскресение Христово. Сошествие во ад», вмещенной в полукруг стены, ассоциирующейся с полукругом алтаря православного храма, буквально застываешь. И думаешь, что создатели музея угадали только отчасти, что, мол, посетители захотят перечитать или прочитать впервые повести и романы Федора Достоевского. Многие из них бросятся к Евангелию и осознают в себе силу поклониться, как Родион Раскольников, всему страданию человеческому.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру