Екатерина II первой поддержала вакцинацию

В Москве показали письмо, где императрица призывает делать прививки

В усадьбе Зубовых на Таганке открылась предаукционная выставка MacDougall`s, центральным экспонатом которой стало письмо Екатерины II о необходимости вакцинации. Оно будет продано на Русских торгах в Лондоне вместе с портретом императрицы кисти Дмитрия Левицкого. Письмо, которое долгие годы хранилось в частном собрании, представляет — особенно в свете последних «чумных» лет — особый интерес: это первый известный документ о первой (!) в России кампании по вакцинации. Екатерина II не просто выступала за массовую вакцинацию — она первой испытала на себе прививку от оспы, тяжело переболела, но выжила. После ее выздоровления 21 ноября объявили национальным праздником. Всю последующую жизнь императрица ратовала за вакцинацию.

В Москве показали письмо, где императрица призывает делать прививки
Портрет Екатерины II. Фёдор Рокотов. 1763 год.

Письмо о необходимости вакцинации датировано 1787 годом. Оно стало частью большой кампании Екатерины II по убеждению общества в необходимости прививок. «Между прочими предметами должности… одним из главнейших почитаться должен заведение прививания», — пишет Екатерина во время своего путешествия в Крым генералу-фельдмаршалу графу Петру Румянцеву и подробно объясняет, как вакцинацию устроить на государственном уровне. Ибо без вакцинации «великий вред особливо в простом народе», уверена она. Прежде чем начать такую политику, императрица прививается сама.

— Екатерина II послала своих шпионов в Европу, они нашли лучшего английского врача Томаса Димсдейла, привезли его в Россию. Она сделала тесты, которые толком ничего не дали, так что ей пришлось рискнуть, — рассказывает глава аукционного дома Екатерина Макдугалл. — Доктор выбрал 7-летнего Сашу Маркова. Больного мальчика ночью завернули в шубу, привезли во дворец, взяли оспину и заразили Екатерину. Она болела тяжело около недели, но выздоровела. Тогда прививали так: надрезали руку и в кровь добавляли больной материал — оспины. Саше потом дали дворянский титул, три тысячи рублей и присвоили фамилию Оспенный. А день выздоровления императрицы объявили национальным праздником.

Надо сказать, что Екатерина не издавала указа о принудительной вакцинации: она понимала, что начнутся бунты. Однако она вела активную пропаганду прививок. Издала более 50 тысяч агитационных афиш в стиле лубка, то есть рисованных. С одной стороны на них стояли рябые парни, переболевшие оспой, — от них девушки отворачивались, с другой — привитые красавцы, вокруг которых крутились барышни.

Оспа не один век была смертельным заболеванием, эпидемии вспыхивали нередко. Оспа унесла жизнь Петра II, а в 1774 году от нее скончался французский король Людовик XV. После его смерти Екатерина II сказала: «Какое варварство — умереть от оспы в XVIII веке». После того как она сделала прививку сама, по велению императрицы привили ее сына, следом вакцинировался фаворит — граф Орлов, а потом ее примеру последовали и многие дворяне. Но она никого не заставляла: Екатерина как истинный дипломат убеждала. Письмо графу Петру Румянцеву – одно из проявлений ее просветительской тактики.

Многие годы это письмо хранилось в частном собрании. Познакомиться с ним сейчас можно на выставке в усадьбе Зубовых, после чего оно будет продано на торгах в Лондоне. Документ уйдет с молотка вместе с портретом императрицы кисти Дмитрия Левицкого, оценочная стоимость лота — J800 тыс.–1,2 млн. Один из крупнейших живописцев XVIII века, Левицкий никогда не встречался с русской императрицей — он писал Екатерину с собственной жены, но он следовал иконографии Иоганна Лампи, который писал ее с натуры. В этом образе императрица милая, живая, с мечтательным взглядом, что подчеркивает характер ее политики вокруг вакцинации.

 Помимо Екатерины на выставке можно найти портрет Петра I кисти Яна Купецкого, который выставлен вместе с официальным Русско-прусским договором 1714 года, подписанным лично царем. 

— Купецкий был венским придворным художником, который писал много королевских особ, он создал иконографию Петра, — рассказывает Екатерина Макдугалл. — Ему Петр I позировал и хотел, чтобы художник его писал, хотя Купецкий долго сомневался, он боялся русского императора. Пригласить его в Карловы Вары, где состоялась их встреча, стоило огромного труда и финансовых затрат. Купецкий создал четыре портрета, и этот — самый человечный и неофициальный.

Помимо этих двух ключевых лотов на выставке представлены произведения Петрова-Водкина, Фалька, Осмеркина, Пименова, Зданевича, Вейсберга, Васильева, Чуйкова, Орлова и др. То есть работы художников ХХ и ХХI веков. Однако Екатерина Макдугалл отмечает, что коллекционерские вкусы изменились: возрос интерес к искусству ХIХ века. Людям хочется окружать себя позитивными вещами, произведениями и документами с историей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру