Первые попытки связаться с русскоязычными писателями Казахстана были предприняты нашим корреспондентом 6 января. На постсоветском пространстве писатели в основном хорошо знают друг друга, но общаются не по телефону, а в социальных сетях. Тарифы на звонки между странами остаются высокими, и так сложилось, что Фейсбук и ВКонтакте считаются идеальной коммуникационной площадкой. Но Интернет, как выяснилось в эти дни, имеет свойство «испаряться». И тогда единственное, что ты знаешь о судьбе друзей, – это не то, что они живы и в безопасности, а бездушное «был в Сети столько-то суток назад».
Первой на связь – рано утром 10 января, то есть через 4 дня, – вышла Ксения Рогожникова. В России она частый гость – как постоянная участница Форумов молодых писателей России, стран СНГ и зарубежья, автор публикаций в наших журналах.
Ксения писала очень кратко, потому что не знала, насколько восстановили доступ к Сети. Мама троих детей живет на Каменском плато – это предгорья Алма-Аты.
– Сейчас дали Интернет, говорят, до обеда, тороплюсь всем ответить.
– Что у вас там творится? Кто-то из твоих знакомых был участником акций протеста?
– Нет, я не была на митинге, сидела с детьми дома все дни. Было страшно до ужаса, особенно когда по телевизору (были время от времени доступны новостные государственные каналы) появлялись новости об убитых – полицейских, мирных гражданах, детях. И появлялись фейки (по звонкам мобильной связи) о том, что террористы идут на разные районы города.

– Тебе удалось запастись продуктами на время вынужденного заточения?
– Была восьмого января в магазине. Невозможно было купить хлеб, молочные продукты. А 6-го и 7-го не было муки, картошки, риса и гречки.

– А нарушений в работе ЖКХ не было?
– Свет, вода, отопление было, все в порядке. Не было Интернета четверо суток, мобильная связь не очень хорошая, временами сбоила.
Сейчас, по свидетельству нашей собеседницы, ситуация стабилизировалась. Ее слова подтверждает писательница Нурайна Сатпаева, также живущая в Алматы:
– Выстрелы прекратились еще вчера. Вроде центр зачистили от террористов. Это в паре кварталов от нас.
При этом и Ксения, и Нурайна в эти минуты не онлайн. Обе они были на связи 3 часа назад – видимо, Интернет «лег» синхронно в нескольких районах.