Неизвестный портрет автора «Божественной комедии» привезли в Москву из Уффици

Данте вышел на Ордынку

«Аллегорический портрет Данте» кисти выдающегося флорентийского художника Аньоло Бронзино долгое время считался утраченным. Он был обнаружен лишь в 1999 году. Но у искусствоведов нет сомнений в подлинности произведения, потому как оно трижды упоминается в «Жизнеописаниях» Вазари, к тому же сохранилась копия работы. Известно, что идея создания портрета принадлежит учителю Бронзино Микеланджело. С 2020 года работа постоянно экспонируется в галерее Уффици. Однако в год 700-летия со смерти Данте (в 2021-м) она отправилась в турне: побывала в Метрополитен-музее, затем в Эрмитаже, а теперь приехала в Центр Вознесенского на Большую Ордынку. 

Данте вышел на Ордынку

 Выставка собрала вокруг «Аллегорического портрета Данте» редкие издания «Божественной комедии» на разных языках. Есть среди них, например, книга 1502 года издания под названием «Терцины» — именно так именовалась поэма в ХIV–ХV веках. Предположительно, одним из владельцев рукописи был Петрарка. Есть книга с иллюстрациями Боттичелли и первое полное издание «Божественной комедии» на русском языке (1874). А также рисунок со схематическим изложением поэмы или политическая карта Италии времен Данте с указанием мест, упомянутых в его поэме. Но в центре внимания, конечно, портрет кисти Бронзино. Даже пространство выставки оформлено в цветах, доминирующих на картине, — серых и красных.

Портрет был создан спустя почти два века после смерти поэта, когда Данте уже стал мифом и символом. Его образ ученик Микеланджело создавал, основываясь на прижизненных изображениях. Сюжет аллегорический — поэтому детали, окружающие фигуру поэта, имеют большое значение. Одной рукой он держит книгу с текстом «Божественной комедии», другая тянется к куполу церкви Санта-Мария дель Фьоре — главному символу Флоренции, родного города Данте, из которого он был изгнан по политическим причинам. А взгляд поэта обращен к вулкану, искрящемуся огненными всполохами. Куратор выставки Виктория Маркова, главный научный сотрудник Пушкинского музея и специалист по искусству Италии с мировым именем, считает, что таким образом художник изобразил чистилище. Это не только образ, навеянный «Божественной комедией», но и символ хождения по мукам, которые ему самому довелось пережить. Данте ведь так и не смог вернуться во Флоренцию — он похоронен в Равенне. И эта разлука была крайне болезненной для поэта.

— Вспоминать сегодня Данте есть повод в том числе из-за его политической позиции, — сказала Виктория Маркова на открытии выставки. — История Флоренции того времени связана с борьбой за независимость, с противостоянием разных политических сил. Данте занимал высокий пост приора, а потом был изгнан вместе с партией, к которой принадлежал. Всю жизнь тосковал по родному городу. Флорентийцы пытались вернуть его прах на родину, но им это не удалось, тем не менее они сделали символическую гробницу Данте в базилике Санте-Кроче. Этот портрет в себе многое таит — с точки зрения ситуации, в которой он был написан. Ведь и во времена Бронзино продолжалась борьба политических сил: Медичи то приходили к власти, то их отодвигали. Созданию портрета в 1532–1534 годах предшествовали бурные события, в результате которых флорентийцы изгнали Медичи и восстановили республиканское правление.

 Предполагалось, что Бронзино напишет три портрета — Боккаччо, Петрарки и Данте. Такова была задумка его учителя Микеланджело, который занимался оформлением дома флорентийского банкира Бартоломео Беттини. Заказчик хотел украсить свои покои изображениями «поэтов, воспевавших любовь и в стихах, и в прозе». Бронзино и сам писал любовные сонеты, к тому же считался знатоком Данте, так что выбор автора не был случайным. Тем не менее портрет нельзя назвать типичным для художника.

Тогда он еще не пришел к своей фирменной манере, в которой чувствуются гладкость исполнения, интригующая холодность, изысканность. Тем не менее это великое произведение искусства, чарующее своей многозначностью.

В России эта многозначность дополнилась местом показа выставки, расположенном на Большой Ордынке. Здесь неподалеку жила Анна Ахматова, которая не только была большой поклонницей Данте и посвящала ему стихи: судьба поэтессы созвучна хождениям по мукам, описанным в «Божественной комедии».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру