Супруги-художники Петровы рассказали, почему на картинах изображают себя и детей

«Людям не хватает в жизни чего-то светлого»

В Москве в Галерее живописного искусства Товарищества живописцев МСХ прошла совместная выставка четы художников Дмитрия и Эльмиры Петровых, приуроченная к юбилею Дмитрия. Выставка называлась «Мы. Вчера, сегодня, завтра», и на ней можно было увидеть работы супругов разных лет –  родные пейзажи, московские улочки и много картин на семейные темы, где изображены сами художники и их дети. «МК» поговорил с Дмитрием и Эльмирой об их «семейном предприятии».

«Людям не хватает в жизни чего-то светлого»
Петровы в своей мастерской.

Супруги Петровы – яркие представители современной реалистической школы живописи, участники всех крупных всероссийских выставок, у них на двоих множество творческих наград. Художественная династия в трех поколениях: отец Дмитрия Валерий Семенович Петров – именитый советский живописец, член Союза художников СССР с 1977 года; художественным творчеством занимаются уже и дети Эльмиры и Дмитрия. Часто на своих картинах Дмитрий изображает супругу, а вдвоем они – своих детей. Петровы преподают в МГАХИ им. В.И. Сурикова, а по отдельности еще Дмитрий – во ВГИКе, а Эльмира – в воскресной школе при храме. Семья верующая, поэтому у них много работ с соответствующими сюжетами – «Исповедь», «Пасхальный праздник», «Боже, милостив буди мне»…

– Этой выставкой нам хотелось подвести некоторый итог, все-таки полвека прошло, – рассказала «МК» Эльмира Петрова. – Хотелось вспомнить, что было сделано, что случилось в жизни за это время. Поэтому так много работ о нас, о нашей семье. На самом деле», «мы» в названии выставки – это не мы, Петровы, это слово всеобъемлющее: «Все мы, люди». Сюжеты наших работ – простые человеческие понятия, события, которые бывают у каждого человека в жизни и о которых он непременно с теплом вспоминает. Это, например, работы «В ожидании ребенка», «Молитва матери», «Первые шаги»... Это «Пасха», на которой изображена вся наша семья за праздничным столом. Здесь и весна за окном, и тихая радость, и торжество жизни.

Нам было приятно слышать отзывы от людей, совсем не связанных с искусством, когда они благодарили нас и говорили, что выходили с выставки радостными, и начинало казаться, что не все так плохо в этом мире. Людям ведь не хватает в жизни чего-то светлого, того, что не угнетает,  а дает силы.

– Почему вы так часто изображаете членов своей семьи?  

– Я всегда у Димы под боком, и меня можно в любой момент попросить попозировать, – говорит Эльмира. – Ну, и по образу подхожу. Вообще, художники так часто делают. Если говорить о женщинах-художниках, то стоит вспомнить Зинаиду Серебрякову, которая тоже писала детей своих. Для художника очень важно наблюдать за жизнью. А те, кто нас окружают, всегда находятся под нашим зорким оком. И, естественно, что члены семьи первым делом попадают на наши полотна. То же самое было и у художника Аркадия Пластова, который часто писал свою жену с сыном. Ты обычно рисуешь тех, кем любуешься.  Как говорили наши учителя, художники Ткачевы: «Дорожите каждым мгновеньем». Дети же растут. Прошедшее мгновенье не повторится, и нужно успеть его запечатлеть. Как много ты не успеваешь запечатлеть из того, что хочется! Но это ни в коем случае не хроника нашей семьи, не документализм. У нас много картин и с другими образами, просто на этой выставке подобрались на семейные темы.

– После этой выставки запланировано еще несколько, и мы распределили свои работы по разным темам, чтобы они не повторялись, – добавляет Дмитрий. – Тема следующей – Русский Север. Потом будет выставка, посвященная Великой Отечественной войне. У  нас с Элей много таких работ.  

Супругов радует тот факт, что к ним на выставки ходят целыми семьями с детьми. Как говорит Дмитрий, «сейчас дети все больше погружаются в гаджеты, Интернет, а это обедняет их мир. Очень важно уметь испытывать радость от рассвета, от облаков на небе, от золотых листьев на деревьях».  

Художники рассказывают, что количество работ, которые ты напишешь за год, никогда нельзя спрогнозировать. Маленькие работы, например, этюды, пишутся быстро, а большие могут писаться годами.

– С большими работами ведь как бывает – возникла какая-то мысль, но она не сформировалась до конца, и ты бросаешь писать, – рассказывает Дмитрий. – Возвращаешься к ней через полгода, даже через год. С «Пасхой», например, так же было – когда начинали, дети еще маленькие были. А когда закончили работу, они уже выросли. 

2021 год выдался особенно плодотворным для Эльмиры. Она трудилась над серией работ по Северу (пять холстов, некоторые еще не завершены), дописала автопортрет, написала «Лето», еще были пленэрные работы на Севере, в Москве, натюрморты, цветы…

– Как маме четверых детей удается еще и столько писать? 

– Сама удивляюсь, но как-то справляюсь! – говорит Эльмира. – И с помощью Дмитрия, и благодаря тому, что дети уже подросли и не надо уделять им столько времени. Старший Тимофей уже закончил школу, поступил в «Синергию» на гейм-дизайн, средний Андрей учится в 10 классе МЦХШ, Даниил – в 6 классе. Больше всего сейчас времени уходит на младшую Машу. Но я могу выделить по несколько часов в неделю, чтобы писать, подумать над своими работами. Хотелось бы, конечно, побольше работать, но пока не получается.  

– У Дмитрия много картин с изображением Москвы: Покровка, Воронцово поле…

– Наша мастерская сейчас располагается в центре Москвы, в одном из красивейших старинных переулочков. И как только выдается свободное время, смотришь, выпал первый снежок или появились первые листочки, или золотая осень – взял этюдник, вышел и написал, – рассказывает Дмитрий. – Иногда ученики к нам приходят, вместе пишем. А начинали мы писать пейзажи с наших родных мест – для меня это Ульяновская область, а Элина родина – Казачий остров на Кубани…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру