Легендарному директору Пушкинского музея исполнилось 100 лет

В память об Ирине Антоновой установили мемориальную доску на доме, где она провела лучшие годы своей жизни

Ирина Антонова — человек, занимавший пост директора Пушкинского музея 75 лет. Это целая эпоха, полная смелых идей, трудных решений и громких побед. Неимоверной силы человек, Ирина Александровна никогда не сдавалась, поэтому даже до своего 100-летия она ушла всего за несколько лет. Но память о ней продолжают бережно хранить ее друзья, коллеги, близкие и те, кто хотя бы немного понимает, насколько велик вклад этой женщины. В честь юбилея Ирины Александровны на доме, где она провела большую часть жизни, установили мемориальную доску.

В память об Ирине Антоновой установили мемориальную доску на доме, где она провела лучшие годы своей жизни

Здесь, на Покровском бульваре, стоит дом, в котором Ирина Антонова прожила ровно 40 лет. Детство, затем молодость и семейная жизнь, рождение долгожданного ребенка, а еще много-много тяжелых раздумий о том, что будет дальше — с искусством, музеем и, конечно же, ею самой. Когда Ирина Антонова, переезжая в новую четырехкомнатную квартиру, горько рыдала, понимая, что оставляет здесь слишком многое. Сегодня снова зазвучало имя легендарной женщины — на ее любимом доме появился бронзовый профиль, такой же прочный, как характер Ирины Александровны. Он словно опирается на колонны и несколько ступенек Пушкинского музея. Мемориальная доска блестит особенно ярко — в день открытия ее окружает множество людей, пришедших возложить цветы. Здесь и коллеги Ирины Александровны, и ее друзья, и жильцы дома. Приехал на церемонию сын Антоновой Борис.

«Мы очень долго мучили скульптора Георгия Франгуляна на начальных этапах создания мемориала, потому что хотели сделать доску так, чтобы всем было видно, какая Ирина Александровна была красивая. Пытались наиболее точно передать ее черты, ее анатомию, и нам кажется, что у нас это получилось», — поделилась своими эмоциями директор Пушкинского музея Марина Лошак.

Как оказалось, процесс создания мемориальной доски объединил большое количество неравнодушных людей. Сначала одна из жительниц этого дома предложила задумку самой Лошак, которая давно лелеяла подобную идею и без колебаний принялась за ее воплощение. Подключили всех неравнодушных — депутатов Государственной и Московской думы, представителей Министерства культуры России, искусствоведов, скульптора. Сделали все для того, чтобы увековечить память человека, превратившего Пушкинский музей в хранилище настоящих шедевров. Ирина Антонова ломала «железный занавес» собственными руками и стала проводником в мир прекрасного для простых советских людей, живших в далеко непростое время. Об этом на открытии говорили много.

«Значение Ирины Александровны в истории советской и российской культуры переоценить невозможно. Она сделала больше, чем мог сделать любой директор музея. Ей удалось превратить Пушкинский музей в центр мировой культуры. Она сумела убедить советское начальство в том, что нужно шире раскрывать двери для современного искусства», — рассказал Михаил Швыдкой.

Ирина Александровна действительно могла достучаться до кого угодно, если дело касалось искусства. «Надо спасать музей!» — написала она в отчаянии председателю Совета министров Алексею Косыгину. И ее услышали — начался масштабный ремонт витражной крыши Пушкинского музея, страдавшего от вечных протечек. Именно Ирина Антонова, собравшись с духом, предложила министру культуры СССР Екатерине Фурцевой привезти в Москву «Джоконду» Леонардо да Винчи. Шедевр, столь редко покидавший стены Лувра, оказался в России — в первый и в последний раз. Почти все идеи Ирины Александровны, смелые, яркие, воплощались, потому что ей верили. Доверие и уважение к Ирине Александровне было настолько высоко, что картины ей отдавали буквально «на честном слове» — об этом во время церемонии вспомнил фотограф Юрий Рост.

«Она не просто занималась музейным делом, она пыталась убрать в людях зверское. Ирина Александровна была великим человеком. И она была великой женщиной. Мы всегда вспоминаем эти каблучки, это цоканье. Эту прямую спинку. Чуть ли не до последнего дня она сама водила машину, потому что ненавидела опеку и всю жизнь сама создавала себя. И создавала для нас мир», — рассказал знаменитый фотограф.

Строгий костюм и цоканье каблучков Ирины Александровны на церемонии вспомнили не раз — в таких деталях гости выражали свою любовь к державшей под контролем все и всех Антоновой. Такой сильной и одновременно трепетной была женщина, в чьих руках находилась судьба российской культуры.

«Великая женщина, удивительно красивая. Каждое наше общение начиналось с того, что я говорил: «Ирина Александровна, потрясающе выглядите». И я очень хочу, чтобы люди, которые будут сюда приходить, всегда говорили: «Ирина Александровна, как же вы потрясающе выглядите!» — с восхищением добавил Швыдкой.

Ровно год назад на фасаде Пушкинского музея уже установили мемориальную доску в память об Ирине Антоновой. Теперь и на Покровском бульваре каждый прохожий сможет рассмотреть бронзовый профиль женщины, потрясавшей всех своей красотой, силой характера и бесконечной любовью к искусству.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру