В Йошкар-Оле завершился Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов

Софья Гайдукова: «Современный танец и современный балет — разные вещи»

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, который ежегодно проводится по всем балетным специальностям, в этом году впервые состоялся в Йошкар-Оле, и проводился в номинации «Современный танец». География его участников оказалась как никогда широка: на конкурс поступило 120 заявок из 22 городов России, среди них Воронеж, Краснодар, Ижевск, Йошкар-Ола, Москва, Санкт-Петербург, Сыктывкар, Омск, Тула, Хабаровск. Челябинск, Якутск и многие другие. Соревнования проводились в двух группах (младшей и старшей с возрастным ограничением от 16 до 35 лет) и трех турах: одном заочном, в котором члены жюри по записям отбирали будущих участников конкурса, и двух очных.

Софья Гайдукова: «Современный танец и современный балет — разные вещи»
Михаил Присекин (Ш премия) и Анастасия Трифонова в номере «Барочные танцы». Фото Юлии Михеевой. Предоставлено пресс-службой РОСКОНЦЕРТ.

Мероприятия конкурса включали в себя не только конкурсные просмотры, но показы вечеров современной хореографии, мастер-классы, творческие лаборатории и встречи, трансляции, фотовыставки, а также большой круглый стол.

Джаз-танец, tap dance разных времен, контактная импровизация, перформансы, различные техники пластических движений — весь этот широкий спектр сегодня и подразумевается, когда говорят о современной хореографии. В России искусство это очень молодое: формат стал активно развиваться только с начала 90-х. А возник современный танец из одного источника: течений танца модерн, зародившихся в Америке в конце XIX, начале XX веков (Лой Фуллер, Айседора Дункан и др.), а также поисков и экспериментов, проводимых внутри самого «классического танца», связанных с деятельностью Вацлава Нижинского и его балетом «Весна священная». Здесь все было сделано вопреки классической традиции: стопы завернуты внутрь, использовалась полная асимметрия построений и тяжеловесные прыжки и приземления.

Сам же термин «современный танец» даже в профессиональных кругах до сих пор трактуется слишком расплывчато и неопределенно. Начнем с того, что, например, зачастую путается понятие «современный танец» и «современный балет». Не входят в понятие современный танец и такие техники и ультрамодные в молодежной культуре танцевальные направления, как «хип-хоп», брейк-данс, танцы на пилоне. Pole Dance, «крамп», «вог» и другие: из-за чего, кстати, на третий тур конкурса не прошел прекрасно показавший себя в номере собственного сочинения Here I`m now («Здесь Я) би-бой Николай Енчу, и некоторые другие танцовщики. 

Проблемы же, которые встают перед теми, кто сегодня занимается современной хореографией в России, те же, что были 10 или 15 лет назад. «Важно придумать не новые движения или использовать старые, важнее вопрос личности в искусстве», — сказал на прошедшей в самом начале конкурса творческой видеовстрече с участниками всемирно известный хореограф Борис Эйфман. «Проблема не столько в том, что хореография стала однообразной, а в том, что в хореографии девальвировалось личностное начало. И эта потеря индивидуальности сегодня, к сожалению, видна. Выражайте свои эмоции, выражайте себя, а не эти философские трактаты, которые вы пишите в предисловии к балету, и потом дурите ими себя и публику. Не уходите в дебри философии, а смотрите в свой внутренний мир. Обращайтесь к тому, что вас сегодня волнует, а не к абстрактным философским категориям», — призвал участников встречи знаменитый балетмейстер.

С этими общими размышлениями одного из лучших хореографов современности нельзя не согласиться. Но если говорить о самих участниках, мастерство которых и оценивалось членами жюри на конкурсе, конкретнее, то на нынешнем конкурсе, как, впрочем, и на двух предыдущих, которые были посвящены современному танцу, можно констатировать общий рост исполнительского мастерства и техники, и при этом полное пренебрежение к внутреннему состоянию, которое танцовщик хочет донести до публики. Из хореографических высказываний, предъявляемых участниками конкурса, понять, зачастую, ничего невозможно. Драматургия в представленных номерах вовсе отсутствует, так же как и современное хореографическое мышление. Музыка используется танцовщиками просто как сопровождающий фон, хореографическая лексика примитивна, номера депрессивные и похожие один на другой: на сцене царит кромешная тьма, сквозь которую зритель с трудом различает ползания и страдания танцовщиков, непонятно по какому поводу.

Богдан Бахматов (Ш премия) и Татьяна Коновалова в номере «Ангелы Вероны». Фото Юлии Михеевой. Предоставлено пресс-службой РОСКОНЦЕРТ.

Итоги конкурса объявили на завершающем конкурс гала-концерте, а главным предметом рассмотрения были исполнители, а не хореографы (для них в конкурсе существует отдельная номинация). Хотя премии хореографам «За лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса» все равно были предусмотрены и их получили Алексей Рукинов за номер «Голос тишины», созданный на арию Беллини из оперы «Норма» в исполнении Чечиллии Бартоли, Элина Каалерова за номер «1/2 (одна вторая), в котором две девочки синхронно выполняют движения, представляя собой единое целое, Тимофей Жилинн («Вюд ава») и Соня Овсепян («Бодхи»).

Номинации, оценивающей дуэтный танец в целом, непонятно по каким причинам в этом году на конкурсе предусмотрено не было: по десятибалльной системе члены жюри определяли победителей только среди юношей и девушек.

Итак, среди юношей в младшей группе первая премия не была присуждена вовсе, а вторая досталась Ивану Одинцову из Якутска. Наиболее же выделяющийся среди юношей в младшей группе Богдан Бахматов из Челябинска, третью премию поделил с Александром Чимаевым из Йошкар-Олы. Такое решение жюри можно объяснить тем, что все три довольно интересных и своеобразных номера (особенно выделим композицию «Ангелов Вероны»), которые второкурсник Хореографического колледжа Южно-уральского института искусств Богдан Бахманов прекрасно станцевал со своей партнершей и однокурсницей Татьяной Коноваловой, скорее, относились к современному балету, нежели современному танцу.

Первую премию в младшей группе среди девушек получила Диана Максимова из Москвы, вторую тоже москвичка — Алина Серебрякова. Третью поделили Елизавета Дормидошина (Москва) и Елена Полушина Елена (Йошкар-Ола).

Не была присуждена первая премия среди юношей и в старшей группе, а зря! Поделивший вторую премию с танцовщиком из Барнаула Вячеславом Колесниковым представитель московской балетной труппы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко Юрий Выборнов, ее заслуживал. Понятно, что золотого лауреата почти всех последних международных конкурсов балета «золотом» не удивить, но не присудить ему первую премию было просто неразумно и несправедливо. Станцованный им на третьем туре номер Елены Богданович на музыку Шопена «Отчего люди не летают» был одним из лучших на конкурсе, а композиция «Выйду ночью в поле с конем» Константина Матулевского на известную песню группы «Любэ» просто поражала воображение. Вот уж где присутствовала и запредельная техника и глубокое содержание! За его исполнение в 2018 году председатель жюри Владимир Васильев на конкурсе «Арабеск» уже отдавал этому танцовщику «первую премию», и номер хоть и вызывает в памяти номер Твайлы Тарп на песню Высоцкого «Кони привередливые», созданный для фильма «Белые ночи» на легендарного Михаила Барышникова, уступает ему лишь немногим.

Юрий Выборнов (II премия) в номере «Выйду ночью в поле с конем». Фото Юлии Михеевой. Предоставлено пресс-службой РОСКОНЦЕРТ.

Номером «Барочные танцы», станцованным в дуэте с другой участницей конкурса Анастасией Трифоновой, обратил на себя внимание и ставший лауреатом третий премии Михаил Присекин. Премию он поделил с довольно техничным исполнителем из Москвы Романом Мустафиным. С 2015 года Михаил работает в Санкт-Петербурге, в театре современной хореографии «Ballet. Theatre» под руководством Дарьи Вергизовой, которая и придумала для своих танцовщиков менуэт на музыку композитора эпохи барокко Жан-Филиппа Рамо, довольно интересно использовав здесь и лексику, и эстетику современного танца.

Серебряные медали заработали на конкурсе и Айгуля Бузаева из Казани, а также Лили Симонова из Москвы, а «бронза» досталась москвичкам Арине Ахметовой и Елизавете Мазуркевич. Первую же премию в старшей группе среди девушек получила Диана Кустурова, прима-балерина Воронежского театра оперы и балета.

С премьером этого театра великолепным танцовщиком Иваном Негробовым (в конкурсе не участвовал) она исполнила номер из современного балета Anima, который в Воронеже еще до пандемии поставила пара Софья Гайдукова-Константин Матулевский. На латинском animus — «жизненное начало; душа». И в балете некая частичка женской души, как хищница, наблюдает за жизнью своего партнера, изучает его и манипулирует им, как и остальные «инопланетянки», действующие в этом балете. Но в итоге конкретно эта мужская особь, в отличие от остальных, побеждаемых женщинами, показывает свое превосходство и победительно удушает партнершу в этом, самом центральном дуэте балета.

— Для меня важен сам процесс подготовки к конкурсу, та атмосфера, которая на нем царит, возможность танцевать те номера, которые сейчас не идут на нашей воронежской сцене. Я последний раз, например, танцевала тот номер, который мы здесь представляли с Иваном, полтора года назад. Этот балет Константин Матулевский и Софья Гайдукова ставили на нас специально — говорит мне золотая лауреатка после окончания состязаний.

— Вы сами ведь тоже в свое время были участницей этого конкурса, — спрашиваю я члена жюри конкурса и одного из авторов дуэта Anima Софью Гайдукову, внучку легендарного ректора Московской академии хореографии (МГАХ) Софьи Николаевны Головкиной, в отличие от своей знаменитой бабушки, посвятившей свою жизнь танцу не классическому, а современному.

— Я просто помню, что раньше, когда этот конкурс по современному танцу только начинался, то в нем участвовали в основном артисты балета. И когда много лет назад я подавала на него заявку, я прекрасно понимала, что нужно умно подойти к выбору танцевального материала, потому что современный танец в таких конкурсах еще не так сильно развит, и все в основном говорят про современный балет. Так что один номер у меня был как раз из современного балета: то есть я была в пуантах, с какими-то поддержками. А второй номер был как раз абсолютно современный, и возможно, это и помогло мне показать себя как танцовщицу с разных сторон, и стать лауреатом этого конкурса.

Диана Кустурова (I премия) и Иван Негробов в номере Anima. Фото Юлии Михеевой. Предоставлено пресс-службой РОСКОНЦЕРТ.

— То есть вы уже как член жюри эту разницу между современным танцем и современным балетом учитываете в своих оценках?

— Я первый раз в жюри такого крупного мероприятия, тем более проходящего под художественным руководством Юрия Николаевича Григоровича. И я замечаю хорошую тенденцию: всё меньше и меньше артистов балета приходят на этот конкурс с номерами, представляющими современный балет. Потому что номинация называется все-таки «современный танец». Я прекрасно понимаю, что есть артисты балета, которые работают в технике современного танца и могут действительно показать этот современный танец на сцене. И в этот раз было очень здорово, что ребята, наша молодая поросль современного танца, отличные танцовщики, с прекрасными телами, которые ставят спектакли, развиваются, показывают себя на разных театральных площадках, не побоялись, приехали и выиграли здесь! Для меня очень важно и радостно наблюдать такую тенденцию. Мы же никогда не сравнивали раньше народный танец и классику. Не говорим, что народники, это плохие классики. Здесь происходит то же самое. Понятие «современный танец» не равно понятию «современный балет». Это абсолютно разные тела, это абсолютно разная школа. Но почему-то говорят наоборот, что современники, это неудавшиеся классики? Нет! Перед нами абсолютно разная история. На мой взгляд, даже джаз-танец гораздо ближе классическому танцу, нежели танец современный. Об этом и была наша дискуссия на круглом столе, что проходил в рамках конкурса. Современный танец — это нечто совсем другое. Я понимаю, что бесконечные валяния по полу в темноте и все эти страдания сложно смотреть, но профессионалы современного танца видят различия. И у современного танца нет границ. И я надеюсь, что дальше мы будем расширять и расширять эти границы на Всероссийском конкурсе артистов балета и хореографов.

— Под понятия «современный танец» тем не менее не подходят и многие современные молодежные направления в танце? Во втором туре был парень из Сочи, он занимается брейк-дансом, и он не прошел…

— Да, брейк-данс, не современный танец. Это уличное направление танца и под эту номинацию не подходит.

— А куда же его тогда?

— Никуда. Это уличное направление танца, так же и хип-хоп, и крамп.

— Да, но дело в том, что уличный танец сейчас тоже становится театральным танцем. На Чеховский фестиваль, например, приезжают коллективы, которые делают потрясающие спектакли на основе этих направлений танца, в них участвуют представители этих течений. Сам Морис Бежар, увидев такие уличные выступления, хотел пригласить к себе би-боя и ставить на него свой балет…

— Спектакли — да, но они делают их в этой пластике. Здесь, конкретно, с мальчиком из Сочи, мы видим, что он делает трюки би-боев в брейк-дансе, но лексика и техника современного танца другая. Здесь существуют большие отличия.

— На конкурсе были представлены и ваши замечательные номера, а также номера Константина Матулевского, с которым вы вместе составляете тандем и ставите балеты. И при этом вы член жюри… Здесь нет противоречия?

— По правилам конкурса мы своих не оцениваем. И это правильно – своих, мне кажется, оценивать нельзя. А потом многие наши номера, которые танцевались на конкурсе, были поставлены довольно давно. Мы с этими ребятами не репетировали, и я бы сказала, что у меня к ним были даже замечания, и замечания большие. Причем я как хореограф вижу еще больше недочетов и неточностей, которые не видят другие.

— Номер про коня, так ярко и мощно прозвучавший и на этом конкурсе, был поставлен в 2018 году для пермского конкурса «Арабеск»?

— Да, этот номер поставил Константин Матулевский. Профессия хореограф предполагает ставить номера, в том числе и на заказ. Это бывает бесплатно, это бывает за деньги. И было тогда конкретное предложение поставить номер на эту музыку. После некоторых противоречий, мы решили немножко смешать то, что особо не смешивают: музыку Игоря Матвиенко и группы «Любэ» и современный танец. Этот номер был поставлен очень давно, и с тех пор как он был поставлен, мы с этим исполнителем не виделись, не встречались и не репетировали, поэтому номер за годы претерпел какие-то изменения, что вообще говоря, нормально. Поэтому, конечно, то, что вы увидели сейчас, это немножко не тот «конь», который был в Перми.

— Результаты конкурса вас удовлетворяют? Или у вас какой-то свой, особый взгляд имеется, отличный от коллег в жюри, представляющих в основном классический балет?

— Вы знаете, я как член жюри не могу комментировать решение жюри. А потом у нас происходит тайное голосование и, соответственно, тайным голосованием решается, кто тут победитель. А победителей, как известно, не судят.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру